Полезная и методическая информация.
Из кн.: Кекеше Л., Чернэс-Менефилд Н. Поговори со мной.
Как помочь слабовидящим.
Вот только четыре примера из множества разнообразных типов глазных дефектов, каждый из которых порождает специфические проблемы в повседневной жизни.
1. РАСПЛЫВЧАТОЕ ВИДЕНИЕ может быть вызвано целым рядом состояний зрительного аппарата, но во многих случаях может быть скоррегировано подходящими очками. Но для слабовидящего человека такое положение не поддается улучшению. В основном зрительная работа будет существенно осложнена.
2. ПОТЕРЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЗРЕНИЯ, которое имеет особое значение при зрительной работе на близком расстоянии и при рассматривании мелких деталей, является распространенным дефектом у людей пожилого возраста. Хотя человек с таким дефектом теоретически в состоянии видеть достаточно хорошо для передвижения при сохранении относительной безопасности, чтение, шитье и другие виды мелкой работы должны представлять для него значительную трудность, а то и вовсе оставаться недоступными.
3. «ТОННЕЛЬНОЕ ЗРЕНИЕ». Участок поля зрения, оставшийся сохранным, может быть различным у разных людей. Из-за потери периферического зрения часто сильно страдает подвижность, тогда как чтение и другие виды мелкой работы, как правило, не страдают от этого дефекта.
4. ПОТЕРЯ ПОЛОВИНЫ ЗРИТЕЛЬНОГО ПОЛЯ может, в разных случаях, распространяться на левую или правую стороны, или на верхнюю/нижнюю часть зрительного поля. Здесь показана правосторонняя потеря. Так как мы читаем слева направо, возможность чтения должна в этом случае пострадать. Серьезно пострадает также и возможность свободно передвигаться.
КАК ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ
Ваше понимание и заботливость могут сделать жизнь гораздо легче и приятнее как для инвалидов по зрению, так и для самих вас.
Пожалуйста,ГОВОРИТЕ, чтобы завязать контакт — ваша улыбка может остаться незамеченной.
Напоминайте ВАШЕ ИМЯ, ваше лицо может остаться неузнанным.
СПРАШИВАЙТЕ, нуждается ли человек в помощи.
Помогая, убеждайтесь в том, что слабовидящий в курсе происходящего вокруг, для чего давайте словесные комментарии, особенно о ценах.
Если вас спрашивают о направлениях, не указывайте рукой, а давайте словесные объяснения.
Помогая инвалиду по зрению, дайте ему возможность, если необходимо, держать вас за руку.
Пожалуйста, не думайте, что человек, использующий белую трость или собаку-проводника, является непременно тотально слепым.
Не думайте, что человек, способный видеть достаточно хорошо для совершения одного какого-нибудь действия, может совершать с этим же уровнем зрения любые другие операции.
Не кричите — говорите нормально и четко.
Не пытайтесь определить, что человек видит, а чего он не видит, спросите у него самого.
ГАРАНТИРУЙТЕ, ЧТОБЫ...
Все входы были легко доступны и не загораживались и препятствиями,
около входа имелась информация,
качество освещения было высоким, так как это может помочь слабовидящему,
цвета сочетались с освещением, облегчая зрительную работу,
важные места/участки пространства были выделены цветовым контрастом,
ступени (перемены в уровне пола), лифты были вынесены из окружающего пространства, выделенные контрастным цветом или контрастной поверхностью,
пешеходные дорожки содержались чистыми от посторонних предметов и обозначались цветными поручнями,
все указатели (надписи) были хорошо видны и читаемы, благодаря правильному — на уровне глаз — расположению хорошего освещения, хорошей контрастности,
сидя за обеденным столом в ресторане, можно было бы воспользоваться крупнопечатным меню и дополнительной подсветкой,
все ступени и изменения уровня поверхности были хорошо освещены, имели контрастные предохранительные оковки и направляющие перила,
звуковые сигналы, где это возможно, дополняли визуальные,
все служащие были ознакомлены с проблемами зрительной инвалидности и могли, а также готовы были бы помочь.
ИЗБЕГАЙТЕ, ЧТОБЫ...
Источники света слепили глаза и/или были слишком резки,
поверхности, особенно дверей, были стеклянными. Там, где такая поверхность существует, обозначьте ее контрастной полосой,
оставались загромождающие пространство предметы, особенно в зонах движения пешеходов,
в местах передвижения пешеходов попадались грубо обработанные поверхности и острые края, так как они могут стать причиной травмы,
двери/окна были полуоткрыты — в таком положении они могут представлять угрозу для инвалидов по зрению,
хрупкие предметы стояли свободно в комнатах и на улице, особенно — вблизи входов/выходов.