Полезная и методическая информация.
ЗВУКОТЕРАПИЯ
Однажды московская публика собралась в большом театре послушать оперу «Жизнь за царя», главную партию в которой должен был исполнять сам Шаляпин. Однако начало спектакля затягивалось. За кулисами царила паника: певец вдруг потерял голос. Шаляпин судорожно глотал воздух, по его лицу ручьями тек пот, а пульс подскочил до двухсот ударов в минуту. Приступ случился после того, как артист, входя в роль Сусанина, отчетливо представил себе, что он должен погибнуть. От сильного эмоционального переживания произошел спазм гортани. Немного успокоившись, Шаляпин распрямил плечи, напряг мышцы могучей спины и вначале беззвучно, потом вполголоса, а затем все громче стал произносить разные звуки и, наконец, запел. От радости, что голос к нему вернулся, он пел и пел за кулисами, забыв о спектакле.
Этот случай мне рассказал певец и музыковед Анатолий Иванович Попов, который много лет работал секретарем у дочери Шаляпина Ирины Федоровны. Сам Анатолий Иванович, многому научившийся у великого певца, создал и возглавил московский вокально - консультативный центр имени Ф. Шаляпина. Впервые попав туда, я услышала доносившийся откуда - то из комнат бас Попова, произносившего странные слова: «Попробуй позвучать спиной!» Заглянув в комнату, я увидела юношу лет двадцати, который выполнял упражнения. Я бы их назвала «звуко – двигательными». Он был раздет по пояс, и было заметно, как при произнесении разных звуков в работу включаются разные мышцы груди и спины. Признаться, я залюбовалась его фигурой.
- Посмотрели бы вы на меня год назад, - улыбнулся он в ответ на мой комплимент. - Я был настоящим «крючком»: мышцы вялые, нетренированные,голос сиплый. Но Анатолий Иванович вылечил меня, доказав, что голос человека связан с его здоровьем.
Московский психолог, член российской профессиональной психотерапевтической лиги Елена Котеленко полностью согласна с этим тезисом, поскольку сама является автором оригинальной методики звукотерапии.
- Если вы ищете безопасный оздоровительный метод, не нужно далеко ходить, - считает Елена. - Ваша собственная внутренняя звуковая система (слуховой и голосовой аппарат) исцелит Вас.
Человеческий организм можно сравнить с биоорганом. Голос - своеобразный камертон этого сверхсложного инструмента.
Если заставить его звучать особым образом, то возникнет биоакустический резонанс, и все клетки и органы начнут звучать в унисон.
Унисонное звучание всегда приводит к гармонизации, а следовательно, к правильной работе всех систем организма.
Наше ухо воспринимает звуки в широчайшем диапазоне от 16 до 20 000 герц. В зависимости от формы волны и прочих характеристик звуки обладают успокаивающим или раздражающим эффектом.
Высокочастотные звуки (от 3000 до 8000 герц) плохо действуют на мышление, воображение и память, выводят из равновесия, вызывают головную боль. От низких (от 125 до 750 герц) возникает головная и сердечная боль, непроизвольно сокращаются мышцы. Они мешают сконцентрироваться или успокоиться. А вот звуки среднего частотного диапазона (от 750 до 3000 герц) комфортны для человека - нормализуют сердечную деятельность, дыхание, эмоциональный фон.
Мы можем сами создавать положительно заряженные звуки, используя возможности собственного голоса. Такие звуки помогают, например, снять мышечное напряжение, в частности с мышц челюстей, гортани и горла, как произошло в случае с Шаляпиным.
Звучание голоса человека накладывает отпечаток на его восприятие окружающими. Некоторые люди вызывают у нас негативные эмоции, но мы не можем понять, в чем дело вроде бы человек вежлив, приветлив, умен…Но оказывается, у него есть обертоны колебания звуков в голосе, вызывающие неприятные ощущения, которые переносятся на самого человека.
Звучание голоса говорит и о нашем самочувствии. Хриплые, трескучие, сиплые голоса свидетельствуют о болезни. Чем звонче, чище, гармоничнее звуки, которые произносит человек, тем лучше его здоровье.
Характер человека тоже можно определить по тому, как он говорит. Человек с тихим голосом и в жизни не позволяет себе быть громким. Он не может защитить себя в ситуации, когда нужно активно проявиться через громкий звук. Можно провести своеобразный тест: людям, не уверенным в себе, трудно произнести звук «р - р – р», зарычать, как хищник.
- Человек обладает высокоразвитым голосовым аппаратом и способен воспроизводить звуки огромного диапазона от свиста и шипения до виртуозного пения. - Ему даны разные уровни владения звуком: низший - звуки доречевой, довербальной коммуникации, которые ближе к крику животного, и высший пение и речь, то есть то, чем владеет только человек.
Методика Елены Котеленко заключается в том, чтобы на уровне простых невербальных звуков выразить чувства, эмоции и переживания человека.
Она учит свободно проявляться в наиболее архаичных звуках, которые ещё не несут никакой смысловой нагрузки. Они очень энергетичны и информационны. И именно они наиболее сильно эмоционально окрашены. Ведь словами удаётся лишь приблизительно рассказать об эмоции, а вот «озвучить» её можно очень точно. Этим искусством в полной мере владеют все животные. Внимательно понаблюдайте за кошкой - и вы без труда поймете её настроение. Она не стесняется своих чувств - рычит, мурлычет, шипит, жалобно мяукает…
Бывает, что в человеке накапливается раздражение, с которым он не может справиться, потому что не умеет его выразить, а следовательно, и освободиться от него. Оно уходит глубоко в подсознание и рождает проблему.
Если же позволить раздражению реализоваться через звук, оно проходит.
Сначала этот звук будет тихим и неуверенным, но Елена предлагает его усилить, сделать ярким, добавить в него движение, присоединить какой - либо образ. На занятиях у Елены люди рычат, как медведи, лают, как собаки, квохчут, как курицы, смеются до слез.
Одно из упражнений так и называется - «Скотный двор». Каждый выбирает животное, в которое должен перевоплотиться исходя из собственного эмоционального состояния. Елена предлагает им издавать звуки, характерные для выбранного животного, двигаться, как оно, взаимодействовать с окружающими любым образом, но только не разговаривать. Сама по себе обстановка достаточно любопытна. Сначала люди нервно посмеиваются, скрывая своё смущение, но затем начинают работать со звуками всерьез.
Интересен последующий разбор:
Как вам звучалось?
Почему выбрали именно это животное?
Чем вам близки эти звуки?
С какой эмоцией они связаны?
Насколько вам стало легче, когда вы, не стесняясь, выплеснули её наружу?
Используя методику Елены Котеленко, можно справляться с любыми отрицательными эмоциями, улучшить психическое состояние особенно хорошо лечатся депрессии и неврозы, вылечить болезни, которые могут провоцироваться переживаниями и волнениями, - язву, гипертонию, спазмы сосудов, хронические бронхиты.
Допустим, у вас астения, хронический упадок сил. Обычно такое состояние выражается через звуки «ой - ей – ей». Так хочется пожаловаться, пожалеть себя… и пошли страдания, стенания. Елена позволяет этим страданиям проявиться и просит: «Пострадайте как можно эмоциональнее – «ой, я бедная, несчастная, ой - ей – ей…».
Что происходит? Человеку предоставляется возможность показать свою слабость. Многие люди никогда не позволяют себе быть слабыми. «Я буду сильным. Я потерплю!» - говорят они. Но на самом - то деле им хочется сказать совсем другое: «Я очень устал. Пожалейте меня!». И Елена создает условия, чтобы человек погоревал, пострадал, поплакался. Все это выражается без слов- через звуки. Человек сочиняет свою страдальческую песню, выплескивает через неё все, что так тревожило его, всю накопившуюся негативную энергию, и в него вливаются свежие силы.
К Елене обращаются и с такими проблемами: «я теряюсь на людях», «я не умею общаться», «я совершенно никому не интересен», «у меня все время плохое настроение». И она вместе с ними работает с первоначальными звуками. Каждый звук, снова подчёркивает Елена, который издается, - неважно, животным или человеком, всегда закреплен за определённой эмоцией. Работая со звуками, она работает с эмоциями, учит через звуки выражать эмоции, помогает трансформировать их, переводя негативные в позитивные.
- Не стесняйтесь выплескивать свои эмоции через звуки, - советует Елена. - Если это раздражение, разрешите себе «пораздражаться», произнося звук «р - р – р». Если чувствуете, что вам плохо, попробуйте постонать, поойкать, поскулить по - собачьи. Если накатывает злость, хорошо бы позлиться, но не через слова, а через звук: спеть себе песню злости –«з - з – з» громко, с разными модуляциями, усиливая звук до предела. Понаблюдайте, что будет происходить. Я много раз пользовалась этим способом злость улетучивается, на душе становится легко.
Ваша задача озвучить свою негативную эмоцию, то есть придать ей звуковую форму, и услышать её. Тогда она осознается и исчезает. Звукотерапия это сочинение песни своей боли, своего раздражения, своего огорчения, своей обиды.
Теперь представьте себе, что вам надо позвать друга, который идёт далеко впереди. Сделайте это, крикните громко. Учитесь делать звуки сильными, тогда вы сумеете выпустить на волю свои задавленные эмоции.
Пробуйте трансформировать звуки заменяйте одни другими. Если вас частенько посещает злость, спойте сначала песню злости з - з - з. а затем песню любви со звуком л - л - л. и распевайте её сначала тихо, а затем громко, на все лады.
так вы замените негативную эмоцию положительной.
Если вам хочется создать себе приятное настроение, покурлыкай - те, как голубь, или помурлыкайте, как кошка.
Представьте, что вы встретили человека, которому очень обрадовались: широко разведите руки и радостно крикните «а - а - а!…»
Ущё одно упражнение называется голосовой суп. Закройте глаза, сосредоточьтесь и позвольте всем звукам, которые рождаются внутри вас, выйти наружу. При этом наблюдайте, какие звуки вам хочется повторять, какие из них несут вам радость. Позвучите теми звуками, которые вам приятны такое упражнение хорошо тонизирует.
Если вы почувствуете вялость и сонливость в середине рабочего дня, выполните упражнение «зевок». Если несколько раз правильно зевнуть, можно очень быстро восстановить бодрость. Зевать нужно так, как это делают кошки или собаки - во весь рот, как можно громче издавая какой-нибудь звук, например протяжный звук «и - и - и – а». Попробуйте петь в зевке. Звуки должны быть выразительные. Как следует потянитесь, присоединяя к зевку движение.
Звуки можно с успехом использовать, чтобы умерить сильную боль. Сядьте или лягте так, чтобы шея и горло находились в расслабленном состоянии. Закрыв глаза, последовательно произносите звуки «а - а – а», «и - и – и» или «о - о – о» с разными тоновыми модуляциями. Через несколько минут боль начнет уходить. В данном случае звуки способствуют повышению выделения эндорфинов, которые и снимут болевой приступ. Если боль имеет эмоциональное происхождение, её можно снять полностью.
Тонирование, то есть произнесение или напевание длинных гласных и наиболее мягких согласных звуков в разных (высоких и низких) звуковых диапазонах, - один из самых простых способов успокоить возбужденный мозг, стабилизировать ритмы организма (частоту сердечных сокращений, ритм и качество дыхания).
Звуки потрясающе разнообразны. Они различаются по силе, выразительности и энергии, которую несут. И с ними нужно уметь работать, развивая и тренируя свой звуковой аппарат. Через звуки мы можем воздействовать на сердце, лёгкие, сосуды - на любые органы нашего тела. Звуки - это целый мир, знать и понимать который должен каждый. И если человек находится с этим миром в контакте, это его и обогащает, и лечит.
Если вы будете делать эти простые упражнения хотя бы по пять минут каждый день, вы вскоре обязательно ощутите их положительный эффект.
Упражнение первое.
Звук «а - а – а».
Он вызывает почти немедленное расслабление. Этот звук получается естественнее всего, когда мы стонем. Если вы испытываете сильный стресс, расслабьте мышцы челюсти и произнесите негромкое «а - а – а». Дайте возможность звуку мягко сливаться с вашим дыханием. Уже спустя минуту вы заметите, что выдох стал более длинным, и почувствуете себя спокойнее. Если вы не один, можно просто закрыть глаза, сделать глубокий вдох и подумать о звуке «а - а – а». Хотя это не столь эффективно, но тоже может оказаться полезным.
Упражнение второе.
Звук «о - о – о».
Этот звук считается самым богатым у людей, которые тонируют или напевают. Произносите его на разные лады пять минут. Произнесение звука о меняет температуру тела, мышечный тонус, волны мозга, ритм дыхания и сердечных сокращений. Это очень мощное средство быстрой настройки организма.
Упражнение третье.
Звук «и - и – и».
Его можно назвать звуковой кофеин. Звук и наиболее стимулирующий из всех гласных звуков. Если вы устали, чувствуете сильное утомление, произносите его три - пять минут. Это простимулирует ваш мозг и повысит активность организма.
Упражнение четвёртое.
Начните тонирование с самого низкого диапазона своего голоса, постепенно повышая высоту звучания. Тонируйте гласные звуки, которые лучше всего расслабляют вас и выходят из гортани без напряжения. Пусть произносимые вами звуки вызовут резонанс всего организма. Теперь постарайтесь звуками массировать отдельные участки головы, горла, груди. Произнося длинные гласные звуки, медленно водите руками по верхней части тела над расположенными в ней органами, и вскоре вы почувствуете, какой именно звук для вас будет исцеляющим.
Крик ребенка.
Людям в современном мире катастрофически не хватает возможности расслабиться, выплеснуть накопившийся «негатив». Позволить себе это могут только дети. Когда ребенок громко кричит - просто так, а на лице его написан восторг, не нужно его останавливать, внушая, что он плохо себя ведёт. В крике выражается его жажда открытости, расслабленности, желание быть громким, а значит, сильным, желание быть услышанным. Дайте ему самовыразиться - это целебная процедура.
Первый крик ребенка - совершенно необходимое условие его появления на свет. Он символизирует переход ребенка из одного мира в другой - из безопасного, «маминого», в пока ещё незнакомый, а потому пугающий. Кроме того, крик для ребенка - это единственная возможность согреться в холодном внешнем мире. Кстати, во многих психологических техниках есть специальное упражнение - войти в состояние первородного крика, как бы «поорать ребенком», чтобы снять все психологические зажимы. Это очень полезное упражнение, особенно в пожилом возрасте. Во время его выполнения человек не только расслабляется, но и быстро согревается. Во время крика активизируется внутренняя энергия, и за счёт этого восстанавливается нарушенная терморегуляция.
По первому крику ребенка опытный врач сразу определит качество жизни будущего человека. Это показатель жизненной силы, возможность заявить о себе: «Я появился! Я существую!». И если ребенок кричит громко, звонко, радостно, то это хорошая заявка на долголетие. Дети, которые после рождения издают слабый крик, и в дальнейшей жизни демонстрируют пониженный жизненный тонус. Они, как правило, слабы здоровьем. По тонам первого крика можно определить даже черты характера если крик задорный, оптимистичный, то таким человек и вырастет. По звукам, которые издает маленький ребенок, можно сразу понять, как он настроен. Если громко кричит, значит, чем - то недоволен или голоден, если благожелательно «мурлыкает», ему хорошо. Звук для малыша единственная возможность рассказать родителям, что его беспокоит или радует. Поэтому он всегда его эмоционально окрашивает с единственной целью - чтобы его поняли. И если родители поддерживают его в этом эмоциональном звучании, то ему проще обучаться и проявлять себя через разнообразные звуки он нормально развивается.
Когда малыш учится говорить, он вначале осваивает самые простые звуки, произнесение которых не требует сложной артикуляции.
Почему мама стала мамой? Звук «м» очень просто произнести нужно только слегка открывать и закрывать рот. Слово «мама» наверняка придумал ребенок.
Вначале он произносит простые и более мягкие звуки. Поэтому детское «гулюкание» и «воркование» несёт очень мягкую энергию, и если ребенок вволю не «гулюкал» в младенчестве, во взрослой жизни ему будет сложно проявлять чувство любви, быть ласковым. А без этого человек не может быть счастливым. Если это не было сформировано на уровне звуков, ему будет трудно, например, «поворковать», как воркуют влюбленные, он просто не умеет это делать. Люди с жёстким характером, как правило, не очень счастливы.
Затем ребенок начинает воспроизводить более сложные звуки - шипящие и свистящие. Родители должны внимательно следить, как ребенок произносит их, и учить его делать это правильно. Когда ребенок осваивает тот или иной звук, они должны вместе с ним участвовать в этом процессе творения. И если у нас много косноязычных детей, неправильно произносящих звуки, то это вина родителей, которые вовремя не помогли ребенку.
Ребенка надо научить и правильно взаимодействовать со звуками. Резкие звуки пугают детей, делают их тревожными. Когда дети подрастают, они погружаются в мир сумасшедших звуков. Слушая оглушающую музыку на рок - концертах, подростки не могут усидеть на месте. Есть два способа выдержать испытание громкими звуками - либо начать активно двигаться, либо научиться от них защищаться. Поэтому не стоит останавливать ребенка, когда он, слыша резкие звуки, начинает бегать, прыгать или кричать: чтобы испуг выразить, его надо сделать видимым. К этому и стремится ребенок. Если этого не происходит, напряжение и страх остаются внутри и в дальнейшем любой сильный звук будет пугать его. А став взрослым, он будет бояться всего громкого, яркого, сильного.
Полезно вместе с ребенком поискать тот звук, который когда - то создавал внутреннее напряжение, сильно пугал. Когда он зазвучит этим звуком, сделает его ярким, видимым, внутреннее напряжение, которое было сформировано негативным звуком, выйдет наружу, перестанет мучить. Если ребенок научится воспроизводить звук, который его пугал, свободно и легко, то есть овладеет им, он будет черпать в нем удовольствие и силу.
Елена Котеленко.