Полезная и методическая информация.
Как я развиваю чувствительность к окружающему миру.
Фролова Н. А.
Лечебно – оздоровительные мероприятия по лечение косоглазия и амблиопии в нашем дошкольном учреждении сочетаются с психолого-педагогическими и воспитательными мероприятиями.
За многие годы работы в специализированном детском саду накоплены данные, которые свидетельствуют о том, что эффективность лечения глазных заболеваний с каждым годом возрастает. Косоглазие затрудняет восприятие, переработку зрительной информации. Обычно дети, страдающие косоглазием и амблиопией, плохо ориентируются в пространстве. У многих детей двигательные реакции замедленные. Такие малыши вялы, заторможены. Некоторые, напротив, беспричинно беспокойны, перевозбуждены. Часто у них недостатки речевого развития. Многие дети имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Потому задачей воспитателей наших групп является гармоническое сочетание лечения детей с их общеобразовательной подготовкой и воспитанием. Мы хорошо понимаем, что упущенный, невнимательный ребенок, в будущем – больной взрослый человек.
Конечно, на первом месте в нашем доме стоит лечение, корректирующая гимнастика, массаж. Не менее важны и занятия, проводимые специалистами, воспитателями, готовящими детей к школе. Но сегодня мне хочется остановиться на игре с помощью органов чувств. Для наших детей игра имеет особое значение для их физического развития. Она помогает подружиться, раскрепоститься, стать общительнее и увереннее в себе.
С помощью органов чувств малыш открывает окружающий мир.
Чтобы ощущения ребенка были шире и полнее чувства надо тренировать. Восприятия насыщают мозг информацией о внешнем мире. Немало полезных сведений ребенок получает с помощью осязания. Поэтому я использую при индивидуальной работе с ребенком такие игры, как «Угадайте пальчики» (ребенок с завязанными глазами, наощупь отыскивает каждому предмету, - положенные в мешочке кубики, шарики, пуговки и т. д. – пару). Эффект двойной: он развивает осязание и запоминает такие понятия как объем и форма.
Провожу немало игр на умение выделять признаки предметов по структуре поверхности, отличать и называть поверхность стены, пола; отличать деревянную поверхность от металлической. Рекомендую родителям больше внимания уделять играм, развивающим эти чувства. В любом доме есть лоскутки разной ткани. Малыш учиться различать ткань по фактуре. Мы закрепляем такие понятия, как мягкий, жесткий, колючий, бархатный. Знакомим детей с различными сортами бумаги (промокательной, салфеточная, газетная и т. д.). С изгибами бумаги, работа с фольгой, обведение трафаретов, штриховке, раскрашивании контурных рисунков и т. д.
Тренируя органы зрения, мы развиваем в ребенке чувство цвета. С этого начинается не только эстетическое воспитание, дошкольник учиться наблюдательности, становится внимательнее. Такие тренировки можно проводить и на прогулке, задавая вопросы. Например: какого цвета одежда на прохожих? Назовите оттенки цвета.
Привыкнув внимательно присматриваться к окружающему, малыш становиться наблюдательным.
Любимая детьми своеобразная игра – мозаика. Дети с большим старанием выкладывают рисунок, копируя предложенную картинку. Кроме того дети знакомятся с понятиями: право-лево, верх, низ, центр. Ведь для каждой детали на картинке надо найти свое место.
С самого раннего возраста мы стараемся привлечь внимание ребенка к звукам. В возрасте многих детей (3 – 4,5 года) можно уже не просто воспринимать звуки, но и узнавать довольно сложные их сочетания (игра типа телевизионного шоу «Угадай мелодию»). Хорошее упражнение для тренировки слуха «Говорящие коробочки». Если потрясти спичечный коробок с солью внутри, оказывается он что-то шепчет. Если с горошком – шумит как поезд, а коробочка с рисом – совсем как швейная машинка. Вариантов много. Эта игра учит звуковым ассоциациям. По рекомендации нашего научного консультанта Л. И. Плаксиной провела с детьми игру «Звуки улицы».
На пленку записала звуки на улице: шум машин, шорох шин, работающий мотор, звуки приближающихся машин, автобуса, троллейбуса, звуки открывающихся и закрывающихся дверей пассажирского транспорта. Сигналы скорой помощи, пожарных автомашин и милицейской сирены вызвали неописуемый восторг детей. «Самая тихая игра» - развивает умение концентрировать внимание.
Развивая чувство обоняния, можно гораздо быстрее приучить ребенка к аккуратности и опрятности. С каким удовольствием дошколята нюхают душистые шампуни, мыло, духи. Эти приятные ощущения просто оседают в головке малыша.
Набирая вместе с детьми душистые травы и цветы, родители раскладывают их по мешочкам, а затем на занятиях мы запоминаем запахи и названия. Польза в том, что развивается обоняние. Осторожно надо знакомить малышей не только с приятными, но и, с «плохими» запахами: газа, химических веществ, чтобы приучить его к безопасности. Ребенок должен знать, что это опасно для его здоровья.
С обонянием тесно связано и воспитание вкусовых ощущений. Интерес детей вызывают такие игры, как «Сладко? Кисло?»; «Вкусная игра». А фруктовый салат, приготовленный своими руками, кажется вдвойне вкуснее, если его можно съесть с друзьями за нашим общим столом.
Дети с нарушением зрения иногда оказываются беспомощными в самообслуживании, дежурствах по столовой, в уголке природы. Поэтому в группе я стараюсь обеспечить условия для преодоления таких недостатков. Хочу привести небольшой пример:
Заинтересовать 4-х летних детей в дежурстве по столовой мне помогает «чудо – скатерть», с наклеенными на липучки трафаретами посуды и столовых приборов.
Для формирования представлений о человеке интересна игра «Как устроен человек?» предлагаю малышу лечь на большой лист бумаги. Обвожу фломастером контуры его тела. Вместе выясняем, где находится шея, для чего она нужна; где коленка, плечо и т. д. Когда он усвоит эти понятия можно узнать, где находится сердечко, послушать, как оно стучит; где легкие, для чего они нужны.
Мои дети любят играть с магнитом. Ходят по группе и пробуют, что он притягивает к себе. Это занятие дает представление о различных свойствах вещей. И таких игр множество. Хороши игры, помогающие концентрироваться, «выпускать пар», чувствовать свое тело, дыхание – получить полную разрядку: «Замри, отомри!»; «Хрустальный звон»; «Черная туча» и другие.
Тренируя чувства ребенка, вместе с родителями мы развиваем его мозг, память, внимание. Помогаем полнее воспринимать окружающий мир и лучше ориентироваться в нем.