Полезная и методическая информация.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛОХО ВИДИТ

На вопросы журналиста Валентины Дмитриевой отвечает старший научный сотрудник Лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушением зрения Института коррекционной педагогики Российской академии образования, кандидат педагогических наук Венера Закировна Денискина.

— Венера Закировна, наша беседа с Вами обусловлена интересом читателей «НЖ» к проблеме сохранения детского зрения. В своих письмах они просят прояснить ситуацию и рассказать, какие заболевания сейчас преобладают и чем они вызваны. Что бы Вы могли ответить им?

— Еще двадцать лет назад, анализируя состав учащихся школ для детей с нарушением зрения, мы отмечали, что число тотально слепых среди них сокращается, но увеличивается количество слабовидящих. Последние десять лет изменили тенденцию. Отмечается рост и по той и по другой группе. К сожалению, точной статистики у нас нет, ведь центра по сбору и обработке таких данных не существует. Но недавно в одной из научных статей прочитала такие цифры. В 1979 году на 10000 детей до 15 лет было 16 инвалидов. В 1997 году их стало 160, а в 2002-м ожидалось уже 312 человек. Если говорить шире, то весь мир стал хуже видеть. Причем растет как число врожденных, так и приобретенных заболеваний. И это несмотря на то, что были побеждены такие болезни, как оспа, корь, трахома и другие, опасные осложнениями на глаза.

— Выходит, исчезли одни причины — появились другие, но болезни остались?

— Именно так. Взять, к примеру, такое распространенное заболевание последнего времени, как ретинопатия (патология сетчатки) недоношенных детей. Само рождение ребенка весом до одного килограмма провоцирует плохое зрение, ведь зрительная система у него еще не сформировалась. Раньше такие дети не выживали. Сейчас медицина научилась их выхаживать. Но, к сожалению, они остаются слабыми. В 1975 году иностранцы, приезжавшие к нам в институт, задавали такой вопрос: сколько у вас детей стали незрячими в результате неправильной подачи кислорода недоношенным. Мы тогда отвечали — нисколько. Сегодня мы признаем, что у нас тоже есть такая проблема. Несколько лет назад мы запросили Морозовскую больницу о количестве недоношенных детей до года. Тогда их было 40 человек. А через шесть лет в Московской школе для слепых детей вынуждены были открыть сразу три первых класса вместо традиционного одного. Так что недоношенность — это своеобразный бич нашего времени.

Чем же она вызвана?

— Открытость общества обернулась для молодежи свободой нравов. Кто-то спешит избавиться от нежелательной беременности, не думая о последствиях. Отрицательно влияют на беременность и вредные привычки. Велик процент внутриутробных поражений, вызванных венерическими или тяжелыми инфекционными заболеваниями (в последнее время заявил о себе туберкулез) родителей. Молодежь мало думает о своем здоровье. Вкладывает деньги в недвижимость, путешествия, покупку одежды, украшений, видеотехники. А надо в первую очередь укреплять свою иммунную систему. И уж если женщина забеременела, то постараться всеми силами доносить своего ребенка.

Растет в последнее время и количество детей, потерявших зрение в результате травмы. Причина — в беспризорности и безнадзорности детей. Часто они предоставлены сами себе. А насмотревшись боевиков, копируют драки и погромы, не щадя друг друга. Известны также случаи нападения животных, в частности, собак, на маленьких детей, приводящие к повреждению их зрения. В общем, если Бог послал зрячего ребенка, то надо за ним смотреть, помочь ему правильно организовать свою жизнь.

— Венера Закировна, а как Вы прокомментируете рост близорукости среди детей?

— Действительно, такая тенденция есть. Причем чем больше город, тем больше детей с нарушениями зрения. Это объясняется тем, что городские дети очень много времени проводят у телевизора и за компьютером. Конечно, от этого никуда не уйти. Но все надо делать с умом. Мы каждое утро чистим зубы, умываем лицо. Также регулярно надо следить за глазами. Существует масса хороших упражнений для снятия зрительного утомления. Нельзя забывать и о витаминах для укрепления зрения. Растет число близоруких детей и оттого, что родители, желая сделать из своего чада вундеркинда, с двух-трех лет обучают его чтению, счету, порой насильно усаживая за стол. Но ведь дети от природы дальнозоркие и малышу низко склоняться над тетрадью, книгой нельзя. Норма для школьников и взрослых—30 — 35 сантиметров . А успешно учить ребенка буквам и цифрам можно, считая тарелки и ложки, когда накрываете на стол, или расставляя детские книжечки на полке. Во время прогулки можно познакомить его с массой новых понятий, не прибегая к утомительному и вредному для него сидению за столом. Провоцирует близорукость и слабая освещенность помещения. Она обязательно должна быть комфортной.

— Верно ли, что сейчас прогрессирует и такое заболевание, как косоглазие?

— К сожалению, да. Беда еще и в том, что косоглазие обычно «обрастает» и другими болезнями глаз. Появился даже такой термин — сочетанные дефекты. Эта тенденция началась в 70-е годы. Сейчас можно сказать, что среди всех детей с нарушением зрения преобладают косоглазие и амблиопия. Косоглазие возникает тогда, когда ребенок рождается с разным тонусом глазодвигательных мышц. В результате информация, поступающая через левый и правый глаза в полушария головного мозга, не налагается друг на друга. Мозг, чтобы добиться четкости изображения, автоматически выключает один глаз из акта зрения: он попросту перестает видеть. Возникает амблиопия. Косоглазие бывает врожденным, но чаще — приобретенным, как следствие диатеза, испуга, поражений центральной нервной системы.

— Какой метод преобладает в лечении детского зрения: оперативный или консервативный?

—У меня нет такой статистики. Но думаю, что нельзя говорить о предпочтении того или другого. Здесь все индивидуально. Например, при ретинопатии операции делают очень рано, ведь медлить нельзя. Но уже замечено, что наркоз часто отрицательно сказывается на интеллекте ребенка. Поэтому родители, образно говоря, прежде чем «отрезать», должны «отмерить». Позаботиться об укреплении здоровья своего малыша, обговорить состав наркоза, решить со специалистами и другие вопросы, чтобы не вызвать задержки в развитии ребенка. Успешно сейчас оперируют и наследственную катаракту, и детскую врожденную глаукому, и косоглазие. В то же время есть очень хорошие методики по лечению многих глазных болезней, в частности, того же косоглазия. Его, порой, провоцируют и неправильные рефракции (дальнозоркость, близорукость, астигматизм). С косоглазием, вызванными этими причинами, успешно справляются в наших специализированных детских садах и школах. Главное — найти хорошего специалиста. Если вовремя помочь детям, то очень многие из них не станут инвалидами.

— Ну, а что делать, если ни лечение, ни операция не помогли, и ребенок стал инвалидом по зрению?

— Прежде всего, не впадать в панику. Ребенку надо больше рассказать о самом себе, о том, что с ним произошло и почему, в чем он теперь силен, в чем слаб и над чем ему предстоит работать. Сейчас практически в каждом регионе есть детские сады и школы для детей с нарушением зрения, где с ними занимаются по специальным методикам и тем самым многим значительно улучшают зрение. Специалистов, к сожалению, не хватает. Но Институт коррекционной педагогики, и в частности наша Лаборатория содержания и методов обучения детей с нарушением зрения, предлагает немало коррекционных программ и ежегодно проводит курсы повышения квалификации для педагогов детских садов и школ. С помощью программ по развитию зрительного восприятия и формированию навыков использования остаточного зрения, развитию осязания и мелкой моторики рук, лечебной физкультуре, социально-бытовой и пространственной ориентировке, развитию речи, формированию неречевых средств общения и другим можно не только научить детей пользоваться остаточным зрением, но и избавить от многих его дефектов.

— Почти в каждом медицинском учреждении висит лозунг: болезнь легче предупредить, чем лечить. Можно ли отнести его и к глазным болезням?

—Да, конечно. Но профилактика глазных заболеваний — это не только дело каждого отдельного человека, хотя и его тоже, но прежде всего забота государства. Радует, что в последние годы в школах введен такой предмет, как ОБЖ—обеспечение безопасности жизни. В некоторых массовых школах согласно приказу Министерства образования РФ открываются классы охраны зрения. Хочется верить, что это начало большой работы по оздоровлению населения нашей страны.

Наша жизнь. – № 11, 2002 г .

:Главная страничка: :История: :Фонды: :Отдел обслуживания: :Отдел внестационарного обслуживания: :Отдел комплектования и обработки: :Информационно-методический центр: :Услуги: :Творчество наших читателей: :События и праздники: :Полезная и методическая информация:

Hosted by uCoz