Полезная и методическая информация.
ИГРА — ДЕЛО СЕРЬЁЗНОЕ
Александра Витковская
Прежде чем учить ребёнка игре, вам необходимо понять, зачем вы это делаете. В педагогической литературе по проблеме обучения / детей игре указывается, что игра является неотъемлемой частью жизни ребёнка, как с нормальным зрением, так и с нарушенным. С её помощью он познает окружающий мир, усваивает связи между людьми, предметами, осознаёт свою роль в семье и обществе. Через игру ребёнок получает знания, накопленные предыдущими поколениями. Именно игра готовит ребенка к вступлению во взрослую самостоятельную жизнь.
Традиционно все детские игры делятся на две большие группы: игры с правилами и игры без определённых правил. К первой группе могут быть отнесены подвижные игры: «Ловишки», «Гуси-гуси», «Поймай колокольчик» и др.; дидактические: лото, домино, настольно-печатные и т. п. Вторая группа более обширна и включает несколько видов игр - например, строительно-конструкторские игры — создание из кубиков и другого строительного материала различных построек (крепости, машины, парохода и т. д.), сборка изделий из частей, предлагаемых в игре типа «Конструктор», и творческие сюжетно-ролевые игры, наиболее распространённые в дошкольном возрасте и позволяющие ребёнку выполнять в игре действия, обусловленные ролью, которую он на себя принял. Наиболее распространёнными являются игры на бытовые сюжеты: «Дочки-матери», «Больница», «Магазин» и т. д., в которых дети отражают впечатления, полученные из окружающей их действительности.
Правила таких игр определяются самой жизнью, они могут меняться в зависимости от характера участников игры, их жизненного опыта, условий игры, созданных взрослыми (качества и количества игрушек, наличия отдельного игрового уголка и т. д.).
Овладение этим видом игры особенно важно для слепого ребёнка, так как только в творческой игре, в которой нет жёстких ограничений, ребёнок сможет наиболее полно выразить себя, не боясь ошибиться, познать свойства окружающих предметов, осуществить попытки в самостоятельном налаживании отношений с другими детьми и отработать тип поведения, свойственного определённому персонажу. Малыш овладевает в игре многими жизненно важными навыками, которые пригодятся ему в дальнейшем.
Однако не следует забывать о том, что игра сможет положительно повлиять на развитие ребёнка только в том случае, если вы сами примете в ней активное участие, и в роли не пассивного наблюдателя, а участника и творческого организатора. Это обусловлено тем, что дети с нарушениями зрения (особенно до 3—-4 лет) не могут без помощи взрослого подготовить условия для игры: подобрать игрушки, выбрать сюжет, распределить роли, выполнить действия, характерные для каждого персонажа, развернуть полноценный сюжет. Нарушение зрения мешает им в полном объеме воспринимать окружающие предметы, подражать действиям, которые выполняет взрослый. Ваша помощь в этот период заключается в том, чтобы научить ребёнка правильно пользоваться слухом, осязанием, обонянием и вкусом при восприятии окружающего мира и отражении своих впечатлений в игре.
Вам необходимо помочь ребёнку научиться играть с предметами, игрушками, детьми. Руководя руками ребёнка, следует показать, какие движения ему надо делать руками и телом. К сожалению, он не научится этому по подражанию, как дети с сохранным зрением, ему нужны ваша поддержка и участие.
Процесс обучения игре длителен и сложен. Он с каждым годом жизни ребёнка будет обогащаться и становиться более интересным не только для вашего малыша, но и для вас. Постарайтесь при этом следовать следующим правилам:
постоянно расширять представления ребёнка об окружающих его предметах (называть их, рассказывать об их внешнем виде, характерных признаках, свойствах и особенностях, указывать на их назначение и показывать по возможности способы применения);
предоставлять малышу возможность для обследования предметов, разных по форме, фактуре, назначению;
создавать ребёнку условия для проявления самостоятельности при выполнении показанных ранее действий с предметами и игрушками, не мешать ему, если он сам захочет познакомиться с новыми предметами;
при подборе игрушек руководствоваться не внешней привлекательностью, а возможностями и интересом ребёнка. Игрушки желательно подбирать из разных материалов, средние по размеру, с четко выделенными деталями, реалистично отражающие тот объект, который они изображают (например: зайчик с длинными ушами, четко выделяющимися четырьмя лапами, маленьким хвостиком). Стилизованные игрушки лучше давать ребёнку только тогда, когда он уже будет иметь некоторые представления о предметах;
привлекать ребёнка к выполнению некоторых простейших домашних дел (мытьё посуды, подметание пола, поливка цветов, чистка овощей и т.д.). Это необходимо для расширения жизненного опыта ребёнка и обогащения сюжета творческой игры.
Но, пожалуй, самое главное условие успешного обучения игре в раннем и дошкольном возрасте — это положительный настрой на игру как ребёнка, так и взрослого. Очень важно, чтобы вы воспринимали обучение игре не как тяжёлую обязанность, а как приятное времяпровождение, полезное и вам, и малышу. Не огорчайтесь, если вначале ребёнок не будет проявлять интереса к игрушке и действиям с ней, будет её отталкивать и бросать. Дело в том, что ребёнок сам не может догадаться о способе действия с игрушкой, и поэтому его надо научить. В большинстве случаев дети предпочитают крутить малознакомые игрушки в руках, трясти их, ударять ими о другие предметы, облизывать языком, прикасаться ими к лицу и т. п. Пусть это вас не тревожит, потому что таким образом ребёнок с нарушенным зрением познает свойства предметов и игрушек. Если вы будете терпеливы и настойчивы, с вашей помощью он сможет производить самостоятельно действия, соответствующие назначению предмета или игрушки, и тогда игра принесёт вашему малышу много радостных минут.
Игра — постоянно меняющийся процесс. Игра ребёнка в раннем возрасте разительно отличается от игры дошкольника 5— 6 лет, и в этом нет ничего удивительного, так как ребёнок растет, приобретает новые знания, новые навыки и умения, которые и обогащают игру. Однако у слепых детей этот процесс протекает несколько своеобразно, игровые умения у них формируются более длительное время по сравнению с детьми с сохранным зрением, развитию игры свойственны некоторые особенности:
замена практического действия его описанием. Например, Оля Т., тотально слепая девочка 5 лет, во время игры в «Дочки-матери» собралась мыть посуду после того, как накормила кукол. Собрав всю посуду со стола, она подержала её в руках, покрутила в разные стороны и, не сходя с места, со словами: «Всё, помыла!» — снова расставила посуду на столе. Часто за описанием стоит неумение ребёнка совершать действия, требуемые сюжетом игры; отсутствие или низкая степень интереса к игрушкам и игре с ними. В беседах с родителями мы выяснили, что нередко любимыми у детей могут быть предметы, которые трудно отнести к игрушкам, однако действия с ними доставляют детям удовольствие. Так, в одной семье девочка больше всего любила меховой шарик, который она катала, брала с собой на прогулку, спала с ним, а в другой — мальчик всем игрушкам предпочитал катание по полу большой стеклянной банки, и т. д.;
схематичность сюжета игры. Как правило, это связано с ограниченным жизненным опытом, недостатком впечатлений и невозможностью непосредственного наблюдения за действиями взрослых и подражания им;
неохотное включение ребёнка в коллективную игру и неумение удерживать внимание сразу нескольких партнеров по игре. Дети в дошкольном возрасте ещё не владеют в полной мере всем запасом неречевых и речевых способов общения, они редко улыбаются, не знают, как выразить сочувствие с помощью мимики. Это мешает им налаживать контакт со зрячими или слабовидящими сверстниками, так как выражение лица слепого ребёнка не всегда соответствует его настроению и намерениям, что затрудняет возникновение эмоциональной ответной реакции;
необходимость постоянной помощи со стороны взрослого в процессе игры. Следует учитывать, что характер помощи меняется в зависимости от возраста ребёнка, степени нарушения зрения и вида игрушки, с которой действует ребёнок. Установлено, что наибольшие затруднения дети испытывают при осознании условности игрового действия (при расчесывании себя или куклы воображаемой расческой, при варке обеда для кукол на игрушечной плите и т.п.) и при переносе уже знакомого действия на куклу или другую сюжетную игрушку. Только с помощью взрослого ребёнок способен научиться соотнесению модели предмета или игрушки с тем предметом или объектом, который она изображает. Этот процесс достаточно длителен и растягивается на весь дошкольный период развития ребёнка.
Учитывая всё вышесказанное, при обучении игре вам придется ориентироваться не столько на возраст малыша, сколько на его возможности и интересы, на уровень психического развития. Не отчаивайтесь, если ваш ребёнок не сразу научится всему тому, чему вы хотите его научить, помните, что этот процесс очень длительный и требует и от вас, и от малыша выдержки и терпения.
Как правило, в сюжетно-ролевые игры дети с нарушениями зрения начинают играть с 4—5 лет. До этого возраста основным видом деятельности с предметами и игрушками являются манипулирование (размахивание, кручение, удары, производимые со всеми предметами, независимо от их назначения) и предметные действия, когда ребёнок учится простейшим общепринятым действиям с предметами и игрушками. Чтобы этот процесс не затягивался и проходил с пользой для вашего малыша, обучение следует начинать уже с первых месяцев жизни ребёнка.
В 3—6 месяцев вашему ребёнку не нужны никакие специальные игрушки. Его игрушки ничем не отличаются от погремушек, предназначенных младенцам с нормальным зрением. Маме следует подбирать погремушки разнообразные по форме и звучанию, чтобы ребёнок в дальнейшем различал их, даже не касаясь рукой. Рекомендуется сначала подвешивать их над грудью ребёнка на расстоянии его поднятой руки. Подвесьте и мелкие мягкие надувные игрушки или просто предметы (деревянные шарики, разноцветные ленточки), предварительно привязав к ним маленькие колокольчики. В этом случае ваш малыш, однажды коснувшись игрушки случайно и получив приятные тактильно-слуховые впечатления, будет стремиться к повторению движения.
Независимо от подвешенных погремушек уже в первые месяцы жизни ребёнка начинайте вкладывать ему в руки маленькие лёгкие предметы. Сначала младенец может сразу же разжать ручку, но вы продолжайте давать ему различные предметы. Это необходимо для того, чтобы подготовить его к хватательным движениям. Позже ребёнок начнёт на мгновение задерживать в руке предмет, а затем резко им потряхивать. Вам следует использовать этот момент и предложить ребёнку предметы с разнообразными звуками, раздающимися при встряхивании. Кроме стандартных, купленных в магазине погремушек, вы можете давать ребёнку различные коробочки и баночки (тщательно закрытые), в которые насыпаны мелкие предметы (горох, крупа, пуговицы и т. п.). Со временем ёмкости могут быть более объёмными, что будет стимулировать у ребёнка стремление удерживать их обеими руками.
В период с 6 месяцев до года малыш уже овладеет некоторыми двигательными навыками и может садиться, сначала с вашей помощью, а затем самостоятельно, подниматься в кроватке или манеже, держась за стенки, и делать первые шаги с вашей поддержкой. Подрастая, ребёнок начинает понимать, что пространство не ограничено его рукой или ногой, что оно гораздо больше и наполнено множеством незнакомых предметов, знакомство с которыми он может осуществить только с помощью самых близких людей, которым он доверяет.
Чтобы помочь ребёнку, продолжайте использовать имеющиеся предметы и погремушки, развесив их повсюду, где ребёнок бодрствует (прикрепите к кроватке, манежу, стенке шкафа и т. п.). Игрушки подвешиваются таким образом, чтобы младенец, взмахивая руками, касался игрушек, пытался схватить отдельные шарики и колечки. Очень важно заинтересовать ребёнка игрой в хватание, дёргание, отталкивание подвешенных погремушек обеими ручками. Для этого чаще меняйте игрушки, используйте игрушки, издающие приятный звук, чтобы этот вид игры доставлял малышу удовольствие от новых осязательных и слуховых впечатлений.
Как только ваш малыш научится сидеть самостоятельно, опираясь спиной на что-нибудь, предложите ему новое пространство для игр. Лучше всего для этой цели подойдёт стандартный стульчик, соединённый со столиком. Вы можете посадить малыша в стульчик и положить на стол 2 — 3 любимых игрушки. Сначала покажите ему, как он может найти игрушку, передвигая его ручку по поверхности стола и громко называя игрушки. Потом можете предоставить ему возможность для самостоятельных поисков, следя за тем, чтобы на столе всегда лежало что-нибудь занимательное для малыша. Не жалейте усилий для того, чтобы ваш ребёнок постоянно имел в руках какой-либо предмет с интересной поверхностью, формой. Это могут быть не только игрушки, но и вещи, имеющиеся в каждом доме (катушки, кольца для занавесок, пластмассовые стаканчики, ситечки, ложки из дерева и другие безопасные для ребёнка предметы). Учите его манипулировать этими предметами, чтобы вызвать различные звуки и этим привлечь ребёнка к действиям с предлагаемыми предметами. Это очень важно для развития мышления в первый год жизни, поскольку ребёнку с нарушением зрения трудно получить визуальные (зрительные) раздражители и включиться в активную игру с предметами. Терпеливо выполняемые упражнения позволяют преодолеть эти трудности.
Кроме погремушек и простых по форме предметов, вы можете предложить ребёнку различные вкладыши-стаканчики, коробки и кастрюльки с крышками, используя при этом наборы кукольной посуды. Действия с ними будут приятны малышу. Предварительно ознакомив его с этими предметами, научите ребёнка бросать в кастрюльку или металлическое ведёрко мелкие игрушки таким образом, чтобы они издавали звук. Поиграйте с малышом в игру «В коробку — из коробки», научив класть и вынимать предметы из коробки.
При знакомстве с новыми предметами или игрушками обязательно следует называть их и комментировать свои действия с ними.
Приведем примерный разговор взрослого с ребёнком при ознакомлении его с погремушкой «Попугай». Вкладывая игрушку в руку ребёнка, вы можете сказать следующее: «Я дам попугайчика, возьми его в ручку вот так (сжимаете ручку малыша в кулачок с вложенным хвостиком погремушки). Посмотри, какой он красивый и хороший, гладкий, прохладный. У него есть голова, туловище, хвост (вы проводите ладонями и пальцами рук ребёнка вдоль погремушки, начиная с головы). Слово «посмотри» применяется в беседах с детьми с глубокими нарушениями зрения, даже если ребёнок не видит игрушку. В этом случае под словом «посмотри» понимается слово «ощупай».
Давай вместе снова возьмем попугая за хвостик. Не бойся, я тебе помогу. Сожми его в кулачке. Молодец! А теперь помаши им в разные стороны. (Вы своей рукой берёте ручку ребёнка вместе с игрушкой и совместно производите действие). Слышишь, как он громко гремит? Тебе нравится? Попробуй теперь сам так сделать. Умница!». Как только вы убедитесь в том, что ребёнок может самостоятельно удерживать в руке игрушку, научите его перекладывать её из одной руки в другую, а потом замените её другой игрушкой и предложите произвести с ней ранее усвоенные действия.
В период с года до 2 лет, когда ребёнок начинает самостоятельно передвигаться по комнате и квартире, самыми привлекательными для него будут скорее не игрушки, а вещи, которые находятся в комнате. Помогите вашему малышу осмотреть (ощупать) предметы, доступные ему и безопасные для здоровья. Всё должно быть рассмотрено руками, простукано, опробовано в смысле двигательных, звуковых и манипуляционных возможностей. Вам необходимо помочь малышу разобраться в лавине новых впечатлений, побуждая его к этой деятельности, ведя его руки по предметам, показывая, чему служит данный предмет, сопровождая речью все его действия.
Таким образом вы предоставляете ребёнку возможность получить знания о разнообразных материалах, формах, усвоить наиболее общие понятия, связанные со взаиморасположением предметов, их функцией, овладеть целевой манипуляцией, ведущей к получению заранее запланированного эффекта. Открывание шкафчиков, ящичков, коробочек, вынимание из них всевозможных предметов и манипулирование ими — интересное и полезное занятие для ребёнка второго года жизни. Не мешайте ему и терпеливо переносите беспорядок, который он сделает, и ваше терпение, несомненно, будет вознаграждено радостью от дальнейшего правильного развития вашего малыша.
В этом возрасте очень полезны для ребёнка игры с бумагой, картоном, целлофаном, гофрированной бумагой (только не фольгой, она неприятна для осязания и холодит кожу пальцев). Покажите малышу, как можно сминать их, разрывать, складывать. Такие игры можно проводить на протяжении всего дошкольного возраста, постепенно начиная использовать ножницы с тупыми закруглёнными концами (после 4 лет).
В этом возрасте также следует предложить ребёнку пирамиды, кубики и крупные бусы. Обучение так называемым «соотносящим» действиям, когда необходимо соотнести одну деталь игрушки с другой, играет очень важную роль в развитии мыслительной деятельности малыша и его мелкой моторики. Обучение действиям с дидактическими игрушками, как правило, осуществляется в определённой последовательности. Предлагаем вам примерную последовательность обучения ребёнка действиям с большой пластмассовой пирамидой «Клоун».
1. Учить ребёнка обхватывать игрушку двумя руками и узнавать её при этом по просьбе взрослого. Взрослый называет игрушку, предлагает её малышу, просит повторить название.
2. Учить выделять две основные части игрушки (голову и туловище), обхватывая двумя ладонями (руки ребёнка лежат на игрушке, руки взрослого направляют движение рук малыша при обследовании частей игрушки).
3. Учить разбирать игрушку несколькими способами:
взрослый держит пирамиду, ребёнок двумя руками снимает голову клоуна со стержня пирамиды, кладет рядом с игрушкой, затем снимает кольца двумя руками удобным для него способом;
взрослый сначала держит пирамиду, прижимая ноги клоуна к поверхности стола или пола, и предлагает малышу двумя руками снять голову клоуна со стержня. Далее правая рука ребёнка остаётся на вершине пирамиды, а левая скользит вдоль туловища вниз до ноги игрушки и обхватывает её сверху (при этом взрослый может убрать свою руку или продолжать удерживать пирамиду, придавая ей большую устойчивость). После того как ребёнок сможет удерживать клоуна одной рукой, предложите ему снять кольца правой рукой удобным для него способом. Обязательно научите малыша класть снятые детали рядом с игрушкой, чтобы позднее он смог их найти.
Для разнообразия действий ребёнка можно предложить ему 4 — 5 кубиков, сначала среднего размера (длина стороны 4 — 5 см ), чтобы их удобно было брать в руку. Мы предлагаем научить ребёнка следующим действиям с кубиками:
захватывать кубик одной рукой и отпускать его, обратив внимание ребёнка на то, что кубик можно брать, обхватывая его сверху всеми пальцами руки или только двумя пальцами (большим и указательным);
^перекладывать кубик из одной руки в другую, опускать его в коробочку или кастрюльку, стучать кубиком о кубик, предварительно научив удерживать в руках два кубика, и т. д.;
ставить кубики на пол или на стол рядом друг с другом («дорожка из кубиков»).
(Продолжение следует)
Школьный вестник, № 2, 2003. – с. 1-13