Полезная и методическая информация.
Ольга Иванникова
ПОТОМУ ЧТО ЛЮБЯТ...
(Из опыта работы с детьми с нарушением зрения)
«Если мы принимаем людей такими, какие они есть, мы делаем им хуже. Если же мы относимся к ним так, как будто они таковы, какими им следует быть, мы помогаем им стать такими, какими они в состоянии стать».
Гёте
По роду своей работы мне приходится постоянно общаться с родителями детей с патологией зрения. Я уже пять лет работаю тифлопедагогом в специализированных группах для детей с нарушением зрения. Чтобы работать эффективно, тифлопедагогу необходимо знать о ребёнке всё: уровень его развития, генетические фак торы, круг интересов, сильные и слабые стороны каж дого, социальное окружение. В настоящее время в Рос сии отмечается повышенное внимание к семье, что объясняется ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. Необхо димо, чтобы родители стали активными в отношении развития и воспитания своего ребенка, чтобы они осоз нали необходимость занятий с ребёнком уже в самом начале его жизни.
С каждым годом возрастает число детей с различны ми нарушениями зрения. От отношения родителей к дефекту зависит дальнейшая жизнь ребёнка — его раз витие во многом определяется психологическим климатом в семье. Что при этом испытывают родители? Могу сослаться на опыт семей, с которыми сталкивала судь ба, и на литературные источники.
«Принцесса, солнышко моё, цветочек...». Каждый раз я слышу эти ласковые слова, когда в детский сад за Вероникой приходят мама и близкие родственники. И Вероника счастлива, — за ней пришли самые дорогие люди. Именно ей говорят они эти нежные, тёплые сло ва, потому что любят... А потом мама или бабушка рас спрашивают воспитателей, как ребёнок кушал, спал, играл, чем удивил. У меня поинтересуются, чем зани мались, какие были трудности и что закрепить дома. И я знаю, что всё будет сделано: с Вероникой обязатель но поиграют, побеседуют на волнующие ребёнка темы, соберут мозаику, поучат завязывать непослушные шнур ки. Потому что любят... Эта любовь к ребёнку и любовь ребёнка придают им силу и мужество, чтобы жить с ней в её измерении. У Вероники сложный диагноз: атрофия зрительного нерва, миопия высокой степени, нистагм. Мама Вероники заметила, что в большинстве своём наши граждане не образованы в вопросах наследствен ности, развития ребёнка. Родители считают, что у се мей не пьющих, не курящих, не принимающих наркоти ки не может родиться ребёнок с патологией. Но есть такие факторы риска при рождении, как гипоксия или асфиксия, недоношенность, черепно-мозговая травма и различные инфекция во время беременности. И надо сказать, что доступная информация обо всех возмож ных и невозможных факторах очень важна. Так вот, Вероника родилась недоношенной, а в период беременности мама перенесла инфекцию. Врачи прогнози ровали грубые нарушения в развитии ребёнка и наме кали, что можно отказаться от него.
Вопрос ответственности за рождение ребёнка или отказа от него совсем не прост. Наиболее характерная первая реакция родителей — это неверие в существо вание болезни. Надеясь на ошибочность первоначаль ного диагноза, они консультируются у разных специали стов. Хочу отметить, ссылаясь на исследовательские данные, что четко прослеживаются две крайности в отношении родителей к ребёнку с нарушением зрения: недооценка и переоценка возможностей его развития. Одни родители не могут и не хотят взваливать на себя нежданную тяжёлую ношу и практически бросают ре бёнка на произвол судьбы, что наносит ему глубокую психическую травму. Другие родители, наоборот, вся чески опекают своё дитя, ограждают от возможных про блем, и ребёнок при этом становится абсолютно беспо мощным или превращается в «тирана». Конечно, эти реакции характерны не для всех семей. Но можно уве ренно сказать, что лишь адекватное отношение родите лей к ребёнку с дефектом зрения служит основой того, что он «станет таким, каким он в состоянии быть».
Близкие Вероники решили, что надежда и вера в успех, любовь и внимание к девочке могут оказаться сильным и единственно действенным средством и ме тодом её лечения, образования и развития. Начали читать литературу, где можно было найти необходимые советы, беседовали со специалистами — врачами, пе дагогами, психологами. Знакомились с опытом людей, прошедших достойно и успешно свой путь. Так шаг за шагом взрослые пришли к пониманию, что можно жить всем счастливой семейной жизнью.
А Вероника оказалась очень смышлёным ребёнком, она быстро впитывала всё, что давали ей взрослые. По совету специалистов с девочкой занимались дома тем, что было необходимо для всестороннего развития каж дого ребёнка на данном возрастном этапе. При этом родители хорошо понимали, что ребёнок должен об щаться и играть с другими детьми. Решено было по дыскать детский сад, где девочка будет получать необходимое лечение, воспитание, общение с детьми. Такой детский сад оказался рядом с домом, и Вероника с удовольствием окунулась в новую для неё среду. Любой ребёнок нуждается в этот период в помощи и поддержке со стороны взрослых (родителей, воспитателей, педагогов). А родителям необходима уверенность, что им есть к кому обратиться при возникновении новых проблем, неизбежных в процессе возрастного и соци ального развития ребёнка. И в этом — одна из задач воспитателя, тифлопедагога, логопеда: правильная и вовремя организованная работа с родителями, необхо димая для полноценного развития личности ребёнка. Очень интересной, с нашей точки зрения, формой ста ло ведение «Дневника наблюдений», в котором педаго гами и родителями отражались высказывания детей, яркие события из их жизни и деятельности. Сначала родители с осторожностью относились к такому новше ству, но потом с удовольствием рассказывали о своих детях. Всё чаще стали встречаться записи, где родители писали о возникающих проблемах. Например, роди телей Вероники беспокоили её обидчивость, плаксивость, неуверенность, а также неумение (или нежелание) самостоятельно одеваться.
Вероника привыкла быть в центре внимания и стара лась всячески выделиться, не позволяя другим детям себя проявить. Ей всегда хотелось показать, как много она знает. Часто возникали конфликты во время игры, так как ей хотелось играть именно с «этой» игрушкой, выступать именно в «этой» роли. Подобное поведение может быть связано с малым опытом общения и повы шенным вниманием близких. В таких случаях следуют предлагать задания, которые будут полезны для всего коллектива. Например, предложить детям навести по рядок в игровом, книжном уголке, сделать коллектив ную работу или придумать общую интересную игру. Так дети полюбили придуманную ими же игру «Молчанка», когда ведущий выбирает самого терпеливого и тихого ребёнка. Мы провели с детьми беседы на темы: «Учим ся говорить и слушать», «Дружба (мой лучший друг)», «Не хочу быть плохим (преодоление дурных привычек и поступков)», а также обсудили героев из литературы и любимых мультфильмов. Очень интересно оказалось сравнивать положительных и отрицательных героев, хорошо знакомых детям. Например, легко сопоставить приключения Зайца и Волка из мультфильма «Ну, пого ди!». Игровые ситуации «Оденем куклу на прогулку» помогли овладеть навыками самообслуживания. А ког да в группе появилась маленькая Лена, каждый хотел заботиться о ней. Воспитатели сказали: «Кто первый оденется сам, поможет нашей Леночке». Надо было видеть, как Вероника, которая совсем недавно ждала помощи от других, старалась оказаться первой.
Быть усидчивым на занятиях непросто. Не только Вероника, но и другие дети в группе не умели органи зовать себя, отличались низкими темпами работоспособности, отвлекаемостью. Мы провели опрос родите лей по теме: «В какие игры играет ваш ребёнок?» Выяснилось, что часть родителей не знают игр своих де тей; другие дали типовые ответы: куклы, машины, лото. И тогда мы разработали план мероприятий с целью при влечь родителей к сотрудничеству и взаимопониманию. Предложили поучаствовать в конкурсе «Игрушки-само делки», провели день открытых дверей, организовали совместные праздники, индивидуальные и групповые консультации. С помощью родителей был создан спе циальный уголок, где дети могли найти всё необходи мое для художественного творчества: от бумаги и кар тона, карандашей и красок, раскрасок и пластилина, мозаик и конструкторов до самых необычных «бросо вых» материалов. Взрослые и дети полюбили совмес тно устраивать театры, проводить конкурсы, праздники. А уж Вероника оказалась настоящей находкой, так как у неё был хороший голос и слух. Правда, она стеснялась незнакомых людей и «на публике» чувствовала себя неуверенно, как и большинство детей. Перед нами появилась новая задача — помочь детям правильно выстраивать отношения с окружающими людьми, фор мировать навыки социального поведения и общения.
Ещё многое можно рассказывать о трудностях и удачах, о Веронике и каждом из воспитанников, но хочется подвести итог совместной работы по истечении года. Можно сказать, что мы добились главного — дети сдру жились, они уже многое знают и умеют, стали активны ми и самостоятельными, с удовольствием ходят в детс кий сад. Потому что здесь их любят. Родители убеди лись в искреннем отношении педагогов к успехам и неудачам ребёнка, заботе и желании помочь ему.
Школьный вестник №9, 2003. – с. 8.