Полезная и методическая информация.
О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения
Подколзина Е.Н. Кандидат пед. наук. старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики Российской академии образования
Родители переживают сильное потрясение, когда узнают, что у ребенка патология зрения. Нередко они начинают обвинять себя в заболевании ребенка, не знают, что предпринять. Испробовав все возможности, и, потеряв надежду на излечение ребенка, родители отчаиваются. Но, как это ни трудно, необходимо примириться с ситуацией, найти в себе силы для выхода из стрессового состояния, преодоления отрицательных эмоций и оказания помощи своему ребенку. Он нуждается в поддержке и направляющем воздействии своих родителей в гораздо большей степени, чем нормально развивающийся ребенок.
Между тем, родители не могут оказать своему ребенку необходимую ему психологическую и педагогическую помощь, т.к. не знакомы с особенностями развития, воспитания и обучения детей с нарушением зрения. Как правило, родители действуют интуитивно, и весьма неудачно, в воспитании ребенка. Чаще ограничиваются уходом за ним, не уделяя внимания развитию ребенка. В результате к моменту поступления в школу оказывается, что ребенок не готов к этому ни психологически , ни физически.
Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста следует воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них осложнений в развитии, вызванных зрительной депривацией. Функционирующая в нашей стране сеть специальных коррекционных дошкольных образовательных учреждений позволяет осуществлять этот процесс. В них принимаются дети от 2-х до 7-ми лет. Работают там учителя-дефектологи (тифлопедагоги, логопеды), тифлопсихологи, воспитатели, владеющие методиками воспитания и обучения детей с патологией зрения. Немаловажно и то, что дети находятся под постоянным наблюдением и контролем врача- офтальмолога, проходят курс назначенного им лечения.
Необходимость пребывания ребенка с нарушенным зрением в специальном дошкольном учреждении с раннего возраста обусловлена тем, что зрительная депривация тормозит его психофизическое развитие, вносит значительное своеобразие в познавательную деятельность, поведение и общение.
Экспериментальные наблюдения и педагогическая практика показали, что дети данной категории, воспитывающиеся в названных дошкольных учреждениях, значительно лучше подготовлены к обучению в школе, чем те, кто воспитывался в условиях семьи. Так, в первом случае, у детей есть необходимые навыки в самообслуживании, в различных видах игровой и учебной деятельности, у них сформирована связная речь. Дети умеют рационально пользоваться своим нарушенным зрением, владеют также приемами познания окружающего мира с помощью сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния и т.д.). И, что особенно важно, дети имеют опыт общения со своими сверстниками и с взрослыми. Сформированные у детей умения и навыки позволяют им успешно адаптироваться к новым условиям, положительно сказываются на их дальнейшей учебной деятельности.
Некоторые родители по различным причинам не отдают ребенка в дошкольное учреждение. Для оказания своему ребенку действенной помощи в познании окружающего мира им необходимо иметь представление о трудностях, которые он испытывает. Обращаем внимание родителей на некоторые особенности семейного воспитания ребенка с нарушением зрения.
Одним из самых отрицательных моментов в семейном воспитании ребенка, имеющего нарушение зрения, является ограничение его коммуникативных связей. Подчас, стесняясь того, что их ребенок не такой, как другие дети, родители никуда не ходят с ним, тем самым лишая его общения со сверстниками, а также возможности получения информации об окружающем мире. Как правило, это тормозит развитие личности ребенка, приводит к искажению его представлений об окружающем.
Между тем, родители ребенка с патологией зрения должны стать активными участниками игр своего ребенка с нормально развивающимися детьми, направлять и корригировать их поведение, способствовать успешному взаимодействию. Наиболее удачными являются такие ситуации, когда ребенок с нарушением зрения общается с более старшими нормально видящими детьми. В этом случае родители могут объяснить им проблемы своего ребенка, попросить помочь ему, поучить его играть.
Очень важно правильное отношение родителей к дефекту своего ребенка, понимание его реальных возможностей. Следует предлагать ребенку делать только то, что он в данный момент (на данном этапе своего развития) в состоянии выполнить. Часто ребенок не может сделать что-то хорошо из-за низкого зрения, ограничивающего зрительный контроль за его действиями и действиями взрослого. Маленький слепой ребенок оказывается в еще более затруднительном положении, так как он может овладеть каким-либо действием или движением только в процессе неоднократного совместного их выполнения со взрослым.
В случаях отказа ребенка от выполнения предложенного задания не стоит заставлять его. Надо настроить ребенка, постепенно подвести к этому. Чтобы заинтересовать ребенка, необходимо создать игровую ситуацию. Для этого рекомендуем использовать хорошо знакомые детям игрушки (мишку, куклу, зайчика). Например: "Мишка тоже будет делать с нами", "Кукла будет смотреть, как мы делаем", "Зайчик поиграет вместе с нами" и т.д. Использование родителями в обучении ребенка его любимых игрушек создает положительный эмоциональный настрой, активизирует действия ребенка.
Для ребенка с нарушением зрения необычайно важно эмоциональное общение с родителями, их доброжелательное, ласковое отношение, поощрение и поддержка. Это позволяет ему быть уверенным в себе, чувствовать себя защищенным. В то же время не должно быть чрезмерной опеки со стороны родителей, выражающейся в предупреждении любого желания ребенка. То чувство вины перед ребенком, которое есть у родителей, может сформировать у них неправильную позицию по отношению к нему. Так, недооценивая возможности своего ребенка, родители подавляют малейшие проявления активности и самостоятельности с его стороны, все делая за него. Приводит это обычно к тому, что ребенок вырастает эгоцентричным, неприспособленным к жизни, полностью зависимым от окружающих. Когда возможности ребенка переоцениваются, родители предъявляют к нему завышенные требования, которые он не в состоянии выполнить. Как и в первом случае , ребенок становится беспомощным даже в самых несложных жизненных ситуациях.
Необходимо формировать у ребенка с патологией зрения навыки самостоятельной деятельности, начиная с самых элементарных: пользоваться туалетом, умываться, принимать пищу, играть.
Родители должны понять, что, в отличие от нормально видящих сверстников, ребенок с нарушением зрения не может овладеть многими навыками спонтанно, т.е. самостоятельно, без участия взрослых. Так, нормально развивающийся малыш, наблюдая за действиями взрослых (мамы, папы, бабушки и др.), за играми старших детей, начинает подражать им, делать также. Ребенок же с низкой остротой зрения, в силу искаженного зрительного восприятия окружающего, не имеет возможности увидеть все четко, в полном объеме, со всеми деталями. Его возможности в подражании резко ограничены, а у слепого ребенка их нет вовсе. Поэтому, чтобы научить маленького ребенка со зрительной патологией играть с какой-то игрушкой, родителям следует сначала вместе с ним обследовать эту игрушку (с помощью зрения, осязания и др. анализаторов), показать ребенку основные части игрушки, познакомить с тем, какие действия можно с ней производить. И только в результате повторений, после нескольких совместных игр с мамой или с кем-то из других взрослых ребенок овладевает необходимыми действиями, позволяющими ему играть самостоятельно.
Предлагаем родителям некоторые рекомендации по воспитанию и обучению маленького ребенка с нарушением зрения.
Больше разговаривайте со своим ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете. Следите за тем, чтобы каждое ваше слово было связано с каким-то предметом, действием или явлением окружающей действительности, которые вы можете наглядно продемонстрировать ребенку. Например, называя предметы домашнего обихода, надо давать их ребенку в руки для обследования, показать, для чего он предназначен.
Вас не должно удивлять, что нередко приходится повторять обращенные к ребенку слова, просьбы, поручения. Это связано с неустойчивостью внимания, свойственной, как правило, детям с нарушением зрения. Учите своего ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.
Воспитывайте у своего ребенка привычку выполнять различные действия в определенной последовательности. Например, сначала надо вымыть руки, затем почистить зубы, прополоскать рот, вымыть лицо и т.д. Приобретенные навыки практической деятельности автоматизируются, что позволяет ребенку выполнять их самостоятельно.
Все, что вы делаете вместе с ребенком, проговаривайте. Например: "Сейчас мы будем умываться. Вот мыло" (возьмите руки ребенка в свои и ощупайте мыло; обратите внимание ребенка на его цвет, форму, запах. Покажите ребенку, как намыливать руки и смывать мыло водой. Сделайте это вместе с ним ).
Не только сами проговаривайте все свои и совместные с ребенком действия, но и учите этому ребенка. Сначала предлагайте ему повторять за вами. Задавайте такие вопросы: "Что ты сейчас делаешь?", "Как называется этот предмет?", " Для чего он нужен ?" и т.д.
Когда вы впервые показываете ребенку какие-то действия, возьмите его руки в свои и покажите, что и как надо делать, направляя руки ребенка. После нескольких упражнений предложите ребенку сделать это самостоятельно.
Учите своего малыша обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и осязания (т.е. на ощупь). Делается это так. Возьмите руки ребенка в свои и проведите по предмету (например, это стул) сверху вниз. Проговаривайте: "Это стул. А это у стула спинка, это- сиденье, это ножки стула. Давай посчитаем, сколько их". Направляйте своими руками руки ребенка для обследования частей стула.
Когда вы даете ребенку для знакомства куклу, сначала проведите его руками по всей кукле (сверху вниз), затем покажите голову куклы, туловище, руки и ноги. Также знакомят детей с мишкой, зайцем и др. Каждую новую игрушку не просто дайте ребенку в руки, а вместе с ним рассмотрите, обследуйте с помощью осязания, покажите и расскажите, как с ней поиграть.
Обследование всех предметов проводите с ребенком от основных частей к деталям.
Обращайте внимание ребенка на различные признаки и качества игрушек, предметов (их цвет, форму, величину, особенности строения, материал', из которого они сделаны и другие материальные признаки). Например, при обследовании пластмассового кубика: "Это кубик (возьмите руки ребенка в свои и обхватите кубик). Посмотри глазками внимательно - кубик красного цвета. Потрогай, какой кубик гладкий. Подержи кубик одной рукой, на ладошке. Кубик легкий, потому что он пластмассовый". Затем направьте руки ребенка для обследования углов и сторон кубика: "У кубика есть углы. Вот они. И стороны. Вот они".
Упражняйте ребенка в различении предметов и игрушек по величине. Для этого подберите игрушки, предметы ( например, два мяча, две пирамидки, две ленточки, две тарелки разной величины). Совместное с ребенком обследование этих предметов сопровождайте объяснениями: "Этот мяч большой, а этот маленький; эта пирамидка высокая, а эта низкая; эта ленточка длинная, а эта короткая; эта тарелка глубокая, а эта мелкая".
Учите ребенка ориентироваться на собственном теле. Ребенок должен знать название частей своего тела и их расположение. Сначала дотрагивайтесь своей рукой до называемой вами части тела ребенка: "Это голова. Она вверху" и т.д. Затем предложите ребенку самому показать и назвать части своего тела.
- Научите ребенка ориентироваться в микропространстве (например, на поверхности стола).: Предложите ребенку положить руки на стол ладошками вниз. Объясните: "То, что расположено около левой руки — слева от тебя, а то, что расположено около правой руки — справа от тебя". Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от ребенка.
Во время еды обратите внимание ребенка на то, что тарелка стоит перед ним, ложка лежит справа. а хлеб слева от него. Свои слова сопровождайте совместными обследующими действиями.
Обращайте внимание ребенка на звуки, шумы окружающего мира. Учите различать их и определять, с какой стороны расположен звучащий предмет. Например: "Послушай внимательно, с какой стороны от тебя звонит телефон". Попросите ребенка показать рукой в сторону звучащего предмета.
Родители должны знать, что низкое зрение (или полное его отсутствие) делают маленького ребенка нерешительным, неуверенным в себе. Поэтому необходима ваша поддержка действий ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительная оценка того, что он делает: "Какой ты молодец, быстро разделся!", "Ты очень старался, молодец!", "Как красиво ты поставил игрушки!" и т.п. Это поможет ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете. • Необходимо подчеркнуть, что, чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретет ребенок с патологией зрения в дошкольном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться к новым условиям в дальнейшей жизни.
Литература:
Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье. Сб. науч. тр./под ред. Солнцевой Л.И. и
Ермакова В.П.-М., 1979. 2.Воспитание слабовидящего ребенка в семье. Сб.статей/под ред. Ермакова В.П., ЩегловойА.А. -М.,1986.
Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Библиотека для родителей. / науч. ред.Феоктистовой В.А. - М ., 1993. ;
Подколзина Е.Н. В семье ребенок с нарушением зрения // Наш малыш, 1996.-№1, С.13-14.
Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения // Дефектология, 2001. - № 2.
Советы для тех, кто воспитывает детей с тяжелыми нарушениями зрения. Заочная школа для родителей./ рецензент-составитель Коваленко Г.П.-М., РГБС, 2001.
Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. М., 1988.