Полезная и методическая информация.
СЛЕПОЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ
Главы из книги
Введение
В последние годы специальные библиотеки ведут активную пропаганду тифлопедагогических (от греч. typhlos - слепой) и тифлопсихологических знаний и своими фондами помогают родителям и специалистам - тифлологам в деле социализации детей с нарушением зрения. Усиление роли библиотек для слепых обусловлено прежде всего тем, что именно в них приходят многие родители детей с нарушением зрения, надеясь получить помощь в виде литературы с советами специалистов по различным вопросам воспитания, развития, обучения и интеграции слепых и слабовидящих.
Родителей особенно волнует их роль в судьбе своего ребенка. Как правило, будучи далекими от тифлопедагогики, они, прежде всего, нуждаются в рекомендациях относительно воспитания детей в семье, особенно в ранний и дошкольный периоды жизни ребенка. Однако специальной литературы катастрофически недостает даже в самой крупной специализированной библиотеке - в Российской государственной библиотеке для слепых (РГБС).
В поисках путей пополнения своего фонда и фондов других библиотек для слепых дефицитной литературой РГБС приступила к выпуску своими силами брошюр по тифлологии, в частности, адресованных родителям детей с нарушением зрения. Для первого издательского опыта материалы взяты из ранее опубликованных работ. По согласованию с авторами публикаций и составителями сборников они даются с некоторой редакцией и либо полностью, либо с сокращениями. Данная работа входит в серию "Заочная школа для родителей". Она представляет собой две главы книги "Слепой ребенок в семье", адресованной авторским коллективом НИИ дефектологии АПН СССР ( ныне Институт коррекционной педагогики РАО) родителям слепых детей. Изданная в 1989 г. под редакцией Л.И. Солнцевой, книга эта, как и многие другие, быстро разошлась, практически не попав в библиотеки для слепых. Понимая значение воспитания в семье ребенка с нарушением зрения с учетом особенностей его развития, я, как инвалид по зрению с детства, и как человек, профессиональная деятельность которого связана с тифлопедагогикой, выражаю глубокую признательность РГБС за вклад в пропаганду тифлопедагогических знаний и надеюсь, что серия "Заочная школа для родителей" даст ответы на некоторые вопросы родителей, подскажет им, как можно преодолеть последствия слепоты и слабовидения, чтобы воспитать ребенка с дефектом зрения достойным членом общества.
В.З. Денискина, старший научный сотрудник Лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушением зрения Института коррекционной педагогики РАО, кандидат педагогических наук
Р.А. Курбанов, С.М. Хорош
ГЛАВА IV: ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ
СЛЕПОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
До поступления в школу ваш ребенок все время проводит с вами. Как и всякий маленький ребенок, он нуждается в любви, ощущении комфорта и безопасности. Постарайтесь сделать так, чтобы квартира была, насколько это возможно, безопасной для вашего ребенка. Никто из маленьких детей в период роста не застрахован от падений, ушибов и синяков, но для слепого ребенка вероятность набить себе шишку (а то получить и более серьезную травму) гораздо выше. Когда ваш ребенок начнет ходить, то он захочет обследовать окружающее пространство, используя открывшиеся для него возможности. Boвремя позаботьтесь о его безопасности. Освободите как можно больше площади в квартире или в той ее части (комнате, коридоре), где ваш ребенок больше всего движется, от различных предметов, которые могут оказаться на его пути и стать для него непредвиденным препятствием. Следите за тем, чтобы в проходах из комнаты в комнату, в коридоре не оставлялись вещи, о которые может споткнуться ребенок во время своего движения.
Как правило, слепые дети прекрасно осваивают пространство своей квартиры и знают в ней каждый уголок. Слепой ребенок усваивает, где и какие предметы находятся в квартире и сам выбирает маршруты движения. Поэтому помните, что любой предмет, сдвинутый со своего привычного места или переставленный на другое место, может стать неожиданным препятствием на его пути. Договоритесь со всеми членами семьи и соблюдайте это правило неукоснительно: всякий предмет, каждую вещь необходимо возвращать на свое место после их использования.
Решите для себя вопрос о дверях, ведущих из коридора в комнату. Двери должны быть всегда открыты или всегда закрыты. Для вашего ребенка его ближайшее окружение должно быть постоянным. О всех изменениях, происшедших в квартире, предупредите своего ребенка, дайте ему с ними познакомиться.
В целом, требования к безопасности в квартире, где живет слепой ребенок, мало чем отличаются от тех, которые соблюдаются и в отношении зрячих детей. Не держите в пределах досягаемости режущие и колющие предметы, лекарства и небезопасные для здоровья химические вещества. Следите за тем, чтобы окна были закрыты, а если вы их открыли, следите, чтобы рядом не находились предметы, с помощью которых ребенок мог бы дотянуться до окна.
Обратите внимание на состояние пола в вашей квартире. Он не должен быть очень скользким, на нем не должно быть выступов или, наоборот, щелей, о которые может запнуться при ходьбе слепой ребенок. Уберите с пола электрические провода, электророзетки закройте специальными заглушками или загородите громоздкими вещами. Выступы мебели, углы столов, подоконников, находящиеся на уровне глаз или головы ребенка, закройте мягкой тканью, чтобы предотвратить ушибы или травмы.
Старайтесь предусмотреть опасные ситуации, содержащие угрозу здоровью вашего ребенка. В то же время научите его самого избегать опасных ситуаций. Поэтому не ограничивайте свободу передвижения ребенка по квартире. Познакомьте его со всеми помещениями, дайте возможность узнать, где и какие вещи находятся. Расскажите о их назначении.
Очень часто слепой ребенок не имеет правильного представления о том, откуда берется та или иная вещь. Многие предметы мы вкладываем ему непосредственно в руки, а затем забираем. Если зрячий ребенок может проследить взором за нашими движениями и за траекторией движения предмета, то слепому это недоступно. Поэтому у него могут возникнуть неверные представления о том, что эти предметы неизвестно как "возникают" и неизвестно куда "исчезают". Давая ребенку тот или иной предмет в руки, покажите, откуда вы его взяли. Предложите ребенку положить этот предмет на место. Вашему ребенку будет легко найти необходимую вещь, если у каждой вещи в доме будет свое постоянное место, и ecли все члены семьи, в том числе и ребенок, приучатся каждую вещь возвращать на свое место. В поисках нужной вещи зрячему достаточно окинуть взором помещение, в то время как слепому приходится каждый раз медленно и тщательно ощупывать все вокруг.
Навыки самообслуживания
Ваш ребенок, как и любой другой, испытывает различные желания и потребности. Пока он маленький, все его потребности удовлетворяете вы сами. Он же при этом остается достаточно пассивным. Взрослея, слепой ребенок, как и зрячий, учится сам удовлетворять свои потребности, обслуживать себя. Но если зрячие дети могут наблюдать за тем, как это делают взрослые, и благодаря этому быстрее осваивают необходимые навыки, то слепых детей надо последовательно, шаг за шагом учить каждому действию, и поэтому процесс овладения навыками самообслуживания несколько затягивается. При правильной организации обучения и постоянной тренировке ваш ребенок сможет к 5-6 годам научиться самостоятельно умываться, чистить зубы, вытираться, пользоваться туалетом, одеваться, есть.
При обучении навыкам самообслуживания следует выполнять некоторые общие требования, которые облегчат обучение вашего ребенка. При обучении ребенка какому-либо новому действию займите позицию позади ребенка. Свои руки положите на его руки и его руками производите то движение, которому вы обучаете. Все свои действия в отношении ребенка, все действия ребенка следует называть, объяснять их назначение и порядок выполнения. Каждое действие выполняйте в строго определенной последовательности, которая сохраняется во все время обучения до усвоения ребенком этого действия. Обязательно используйте остаточное зрение ребенка. Научите его распознавать цвета и ориентироваться в своем поведении на цвет предметов, с 'которыми он действует. Постепенно уменьшайте помощь ребенку, предоставляя ему все большую самостоятельность в осуществлении действий по самообслуживанию, но продолжайте контролировать правильность выполнения действия. Во время обучения ребенка будьте терпеливы, не старайтесь делать за ребенка то, что он должен уметь делать сам, не опережайте событий и не подгоняйте его. Необходима выдержка и доброжелательное отношение к своему ребенку. Представьте, как ему трудно. У многих слепых детей может быть нарушена координация рук, руки могут быть слабыми. Часто слепые дети сопротивляются, вырывают свои руки из рук взрослого, отталкивают от себя незнакомые предметы. Поэтому очень важно при обучении различным навыкам создать доверительное, положительно окрашенное эмоциональное общение. Для маленького ребенка очень важна ваша заинтересованность в его успехах. Не скупитесь на поощрения, похвалите ребенка за малейший успех.
Ваше терпение будет вознаграждено сторицей. Ваш ребенок сможет легко и быстро выполнять те действия, которые у него не получались, из беспомощного, во всем зависящего от вас, он превратится в самостоятельного, уверенного в своих силах человека.
Навыки гигиены
До поступления в школу или в дошкольную группу при школе вашему ребенку необходимо научиться самому умываться и вытираться полотенцем, чистить зубы, пользоваться туалетом. При обучении ребенка этим действиям выберите определенную последовательность выполнения действий. Решите, будет ли ваш ребенок чистить зубы утром или вечером или дважды в день. Все действия следует выполнять каждый день в одно и то же время, что облегчит выработку у него привычки. Прежде, чем приступить к обучению, расскажите ребенку о том, почему необходимо умываться и чистить зубы, познакомьте его с предметами, предназначенными для умывания: мылом, мыльницей, зубной щеткой, тюбиком с пастой, стаканчиком для полоскания. Покажите, как открывается и закрывается кран с водой, как отрегулировать воду. Во избежание ожогов ребенок должен запомнить, что сначала открывается кран с холодной водой. Познакомьте ребенка с помещением, покажите, где какая вещь лежит. Определите постоянное место для каждой вещи в ванной комнате. Приобретите или изготовьте устойчивую скамеечку или подставку, на которой будет стоять ребенок во время умывания. Здесь же следует разместить личные вещи ребенка: его зубную щетку и полотенце. Лучше, если они будут находиться несколько в стороне от вещей других членов семьи. Если у ребенка имеется остаточное зрение, то подберите ему яркие по цвету предметы. Как уже было сказано, при обучении новому действию займите позицию позади ребенка и положите свои руки поверх рук ребенка. В этом случае ему будет легче воспринять правильно ваше движение и воспроизвести его. Дайте ребенку в руки мыло, пусть он почувствует его на ощупь, покажите, как намыливать руки и как смывать пену. Все свои действия и действия ребенка сопровождайте объяснениями: "Возьми мыло между ладонями; потри руки друг о друга; вытри руки насухо". Ребенок не может видеть грязную пену, смываемую с его рук, но он может почувствовать разницу в ощущениях от грязных рук и чистых, и вам нужно обратить его внимание на это. То же самое относится и к чистке зубов. Все действия, которым вы обучаете ребенка, должны выполняться в определенной строгой последовательности, их назначение и смысл должны быть понятны ребенку. Какие-то операции будут трудны вашему ребенку, но он должен иметь представление о них и знать, как они выполняются и в какой последовательности. Постепенно уменьшайте свою помощь, предоставляя ребенку возможность самостоятельно совершать необходимые во время умывания действия. Например, вы помогаете ребенку только намыливать руки, а моет их он сам и сам вытирает. Или вы помогаете выдавить пасту на щетку, а зубы ребенок чистят сам, сам промывает щетку и убирает ее на место. Со временем на вашу долю останется только контроль за выполнением действий. Один из важных гигиенических навыков - пользование туалетом. Может пройти немало времени, прежде чем ребенок научится контролировать действие кишечника и мочевого пузыря.
Многие слепые дети научаются этому лишь к двум годам, а то и позже. Это связано с тем, что физическое развитие слепого ребенка идет медленнее, чем зрячего. Он позже начинает сидеть, позже начинает ходить. Лишь освоив хождение, ребенок получает возможность контролировать гладкую мускулатуру, отвечающую за дефекацию и мочеиспускание.
Приучить ребенка пользоваться туалетом следует раньше, чем он научится хорошо ходить и будет способен в течение двух часов оставаться сухим. Пока ваш ребенок не научился выражать свою нужду словами, вы, наблюдая за ним, сами определите тот временной интервал, в который вашего ребенка необходимо посадить на горшок. В это время и следует начинать учить ребенка проситься в туалет и пользоваться им. Расскажите и покажите, как устроен туалет, для чего он предназначен. Ребенок должен знать, что не только он пользуется туалетом. Не сдерживайте его, если он захочет участвовать в уборке. Конечно, маленькому ребенку затруднительно пользоваться унитазом, поэтому обычно для него приобретают горшок. Горшок следует держать в определенном месте (лучше в ванной комнате или туалете), и ребенок должен приучаться пользоваться горшком тоже в определенном месте. Покажите ему, куда вы удаляете содержимое горшка и как убираете (спускаете воду в унитазе, моете горшок).
Когда ребенок привыкнет к горшку, научите его самостоятельно садиться на него. Для этого горшок следует поставить в таком месте, где ребенок мог бы одной рукой за что-нибудь держаться (это может быть край ванны, край унитаза, ручка, привинченная к стене и т. п.). Когда ребенок подрастет, он может начать пользоваться унитазом. К числу необходимых умений, которые должен приобрести слепой ребенок к школьному возрасту, относится и умение одеться и раздеться без посторонней помощи. Как и зрячие, слепые дети быстрее научаются раздеваться, чем одеваться, т. к. раздеваясь, ребенок не обращает внимание на правильное положение одежды, на то, вывернута одежда наизнанку или нет. При одевании и раздевании очень важно соблюдать строгую последовательность действий. Пусть ваш ребенок еще слишком мал и не совсем понимает, что вы с ним делаете, ваши действия при его одевании и раздевании должны иметь определенную последовательность, которую не следует нарушать. Если вы начинаете одевать ребенка с правой ручки, то делайте так всегда. Если вы надеваете ползунки или колготки с правой ножки, то не меняйте этот порядок. Все свои действия сопровождайте словами. Называйте предметы одежды и их части.
Обязательно побуждайте ребенка принимать участие в процессе одевания и раздевания, просите его помочь вам: "Мы будем надевать правый рукав на правую ручку, протяни свою правую ручку". Еще не умея говорить, ваш ребенок проявит интерес к одежде, будет ее ощупывать, помогать вам при одевании. Дайте ребенку познакомиться с его одеждой. Расскажите ему о ткани, о цвете, покажите основные детали: рукава, воротник, кармашки, пуговицы и т. д. Одевая ребенка, постарайтесь находиться сзади него и своими руками направляйте движения его рук. Вначале все его действия будут совершаться с вашей помощью. Позже предоставьте ему возможность некоторые операции осуществлять самостоятельно. Например: вы помогаете просунуть ноги в брючки или колготки, а он сам натягивает их; или: вы надеваете ему через голову кофту, а руки в рукава он просовывает сам. По мере того, как ваш ребенок будет овладевать навыком одевания, уменьшайте оказываемую ему помощь. Поскольку слепой ребенок не видит, как одеваются другие, то ему необходимо показать, что у одежды есть передняя и задняя, лицевая и изнаночная стороны. Научите ребенка определять, где передняя, а где задняя сторона. В этом ему помогут некоторые детали одежды: пуговицы, карманы, швы. То же самое относится и к определению лицевой и изнаночной сторон. На белье, рубашках, колготках они определяются по шву; на верхней одежде - по наличию деталей и по подкладочной ткани. Вот почему важно научить ребенка так снимать с себя одежду, чтобы она не выворачивалась наизнанку. Вы можете облегчить своему ребенку определение лицевой и изнаночной стороны, а также передней и задней сторон одежды, если пометите каждую вещь ребенка какой-нибудь меткой, нашитой в определенном месте. Это может быть пуговка или какой-нибудь крупный шов и т. п. Метку следует пришивать в одном и том же месте, например, спереди с лицевой стороны.
То же относится и к обуви ребенка. Дети часто путают правый и левый тапочки или правый и левый ботинки. На обувь также можно прикрепить определенные метки. Со временем ваш ребенок сам научится различать, где левый, а где правый ботинок по ощущению неудобства из-за неправильно надетой обуви. Обучая ребенка одеваться, старайтесь найти наиболее удобные способы выполнения различных операций, которые облегчат вашему ребенку обучение. С этой целью вы можете закрыть глаза и представить, как лучше повернуть тот или иной предмет одежды, как определить, что это и т.д. Это поможет вам лучше понять и предвидеть те затруднения, с которыми столкнется ваш ребенок. Большую трудность обычно вызывает у слепых детей овладение навыками застегивания пуговиц и зашнуровывания ботинок. Чтобы ребенку легче было усвоить эти действия, их следует изучать отдельно, например: дать ребенку ботинок, набитый бумагой, и вместе с ним шнуровать его, или учить ребенка застегивать и расстегивать сначала крупные пуговицы на пальто. Очень важно, чтобы у ребенка вырабатывалась привычка убирать на место (или аккуратно складывать) снятую им одежду и обувь. Ребенок должен знать, где висит его одежда, в каком порядке. В этом случае ему легко будет самому найти свою одежду и одеться.
Участие в домашних делах
Обучение ребенка навыкам самообслуживания значительно расширяет его самостоятельность, но не ограничивайтесь только этим. Помните, что вашему ребенку придется жить в мире зрячих, во многих бытовых ситуациях полагаться только на себя. Привлекайте ребенка к участию в домашних делах как можно раньше. Он должен чувствовать себя полноценным членом семьи, ее частью. Пусть у него будут определенные домашние обязанности, тогда ваш ребенок почувствует свою значимость. Начинайте с легких поручений по дому, которые доступны ему, например, что-то принести или отнести (веник, совок). Можно привлекать ребенка к уборке квартиры или кухни. Слепым детям доступно протирание мебели от пыли, вытирание кухонного стола. Последнее слепой ребенок должен производить иначе, чем зрячий. Лучше, если он будет сметать крошки сначала к середине стола, a затем уже все собранные крошки сметать в подставленное ведерко или тарелку, совок.
Ребенку можно доверить расставить посуду на столе, т.е. произвести сервировку стола. Дайте ему положить хлеб в тарелку, пересыпать сахар в сахарницу. Поставить грязные тарелки в мойку.
Под вашим руководством ребенок может поливать цветы. Если у вас есть садовый участок или дача, если вы живете в сельской местности и у вас есть огород, то обязательно следует привлекать ребенка к работе на огороде, в саду: научите ребенка ухаживать за растениями (поливать их, пропалывать), покажите ребенку, чем отличаются сорняки от тех растений, что растут на огороде.
При обучении ребенка всем этим элементарным трудовым навыкам продумайте порядок выполнения каждого действия, объясните, зачем оно нужно, и покажите, как его выполнять. Есть целый ряд бытовых действий, которые мы выполняем по привычке и даже не задумываясь над тем, что слепой ребенок может о них и не подозревать. Здесь случай аналогичный тому, как у ребенка "возникают" и "исчезают" неизвестно откуда взявшиеся вещи. Например, чтобы сделать чай сладким, мы кладем в него сахар, а чтобы его остудить, мы доливаем в него холодную воду. Очень часто наш ребенок получает чай уже сладким и остуженным. Если вы не расскажете и не покажете ребенку все предыдущие действия, то он так и останется в убеждении, что чай таков всегда. В быту для слепого ребенка нет мелочей. Вы должны помнить, что даже если еще по возрасту и своим умениям ребенок не может выполнять какое-либо действие, то он должен знать, что такое действие совершается и для чего оно совершается. У целого ряда действий, которые вы совершаете в отношении своего ребенка, имеется своя "предыстория", которую следует раскрыть слепому ребенку. Как каждая вещь должна иметь свое место, так и каждое действие должно иметь свою последовательность.
В 7 лет ваш ребенок пойдет в школу и на некоторое время будет оторван от семьи и от быта семьи. В школе-интернате быт резко отличается от того, к чему ребенок привык в семье, и многие навыки могут не найти применения, и в то же время целый ряд навыков, связанных с самообслуживанием, становятся очень необходимы ребенку. Кроме того, в школе ребенок приобретет те навыки, которыми ему трудно, а порой и невозможно овладеть в семь лет. Будьте союзниками школы в этих вопросах. Помогайте своему ребенку совершенствовать те навыки, которые он приобретет в школе.
Сейчас в школах-интернатах для слепых детей введены коррекционные курсы, направленные на развитие целого ряда специфических умений и навыков: это курсы по развитию остаточного зрения, осязания, пространственной ориентировки, курс по социально-бытовой ориентировке, ритмике, лечебной физкультуре. Обязательно постарайтесь выделить в квартире своему ребенку рабочий и игровой уголки, а если есть возможность, то и комнату, где он мог бы заниматься своими делами: играть, читать, выполнять домашнюю работу. Необходимо предусмотреть место для различных вещей ребенка и его игрушек. Сделать полку, на которой будут храниться его книги. Поскольку книги для слепых печатаются рельефно-точечным шрифтом, то они громоздки и занимают много места. Продумайте, где они смогут размещаться. Многие родители активно используют проигрыватель или магнитофон, чтобы занять своего ребенка. Так как дети быстро обучаются пользоваться этой аппаратурой сами, то эти предметы также должны находиться поблизости от рабочего места ребенка.
Девочки должны иметь несколько кукол средней величины (30-50 см). Возможен такой их подбор: кукла-младенец, 1-2 куклы-девочки, кукла-мальчик. Желательно, чтобы у кукол были волосы, которые можно было бы расчесывать и делать прическу, и закрывающиеся глаза. Следует сшить куклам различную одежду (нижнюю и верхнюю). Нужно подобрать или сделать самим соответствующую размерам кукол мебель: стол, стулья, кровать, шкаф. Не лишними будут плита и холодильник. В кукольном уголке должны быть игрушечная посуда, утюг, тазик для стирки. Если приобретение игрушечной мебели вызовет трудности, не стоит огорчаться. Их легко могут заменить коробки. Плиту также можно сделать из коробки, вырезав в ее верхней части два кружка-конфорки и вставив в боковую поверхность две палочки-ручки кранов. Главное, чтобы у куклы была комната, в которой были бы те предметы, которые окружают ребенка.
Действуя с игрушками, проигрывая различные жизненные ситуации, ребенок постепенно учится тому, как выполняются действия с реальными предметами. Кроме того, игрушки помогают создать целостный образ тех предметов, которые ребёнку трудно обследовать целиком (например, шкаф). Таким образом, игрушки выступают в качестве моделей реальных предметов.
Куклы-игрушки помогают детям овладеть навыками самообслуживания. Одевая куклу, ребенок закрепляет знания о различных видах одежды, учится находить части одежды, служащие ориентирами при одевании (воротник, карманы и др.) учится обращаться с разными видами застежек. Кормление куклы или мишки, застилание кукольной постели также помогут в дальнейшем овладеть соответствующими трудовыми навыками.
Проигрывание знакомых ребенку жизненных ситуаций в совместной игре с мамой или старшей сестрой вводит его в мир разнообразных человеческих отношений, дает возможность узнать те их стороны, которые могут быть скрыты от него в результате глубокого нарушения зрения.
Слепой ребенок не может самостоятельно овладеть многими игровыми действиями, так как он их непосредственно не наблюдает и не может подражать им. Вместе с тем замечено, что в ролевых играх слепые дети не выполняют действия изображаемых ими героев, а только называют их, держа в руках соответствующую игрушку. Такая пассивная игра не развивает движений ребенка, не увлекает его и скоро надоедает.
Ребенка учат действовать с игрушками, поначалу взяв его руки в свои и выполняя действия его руками. Впоследствии, когда ребенок научится действовать с игрушками, нужно постоянно следить за тем, чтобы он не заменял выполнение игровых действий их словесным описанием.
Если дочке нравится играть с небольшими куклами (10-15 см), то можно устроить для них дом в поставлен на бок ящике; вырезав в нем дверной проем и окно, можно создать прекрасную модель комнаты. Во время игры ребенок будет незаметно для себя овладевать пространственными отношениями: потолок - сверху, кукла не может до него дотянуться, слева от двери - окно и т.п. Игра с моделью дома поможет ему создать целостный адекватный образ реальной комнаты, дома. Куклы, мишки используются в играх не только девочками но и мальчиками. Так, набор "Доктор Айболит" поможет вам поиграть с ребенком в поликлинику, реализовав в игре те знания и впечатления, которые ребенок получил при посещении врача.
В игре в магазин можно использовать различные предметы и продукты.
Младшие школьники, у которых хорошо развита игровая деятельность, с удовольствием поиграют с вами в школу, усадив учиться кукол и игрушечных животных. Если в семье растет мальчик, то для его игр нужно подобрать разнообразные автомобили (легковой, грузовой, автобус и др.), а также самолет, лодку. Старайтесь найти такие игрушки, чтобы все их основные части хорошо прощупывались, а дверцы открывались. Хотя девочки не бывают особенно увлечены игрой с транспортными игрушками, но и они должны отличать игрушечный легковой автомобиль от грузового, знать, как выглядят автобус, самолет, теплоход.
Хорошо, если родители найдут в себе желание и организуют игру в автобус или поезд, поставив друг за другом стулья и распределив между играющими роли водителя, кондуктора и пассажиров. Большую и несомненную пользу принесет игра в дорогу, в которой ее участники по очереди будут водителями пешеходами или милиционерами, включающими светофор. Светофор, как нетрудно догадаться, делается из прямоугольного куска картона. Три ярких круга - красный, желтый и зеленый - по очереди открываются. Если ребенок тотально слепой, то "включенный" свет просто называется. Итак, милиционер "включает" светофор, объявляя, какой свет горит в данную минуту, а при зеленом свете дает также звуковые сигналы (например, с помощью звучащей игрушки). Очень популярны у незрячих детей строительные наборы и особенно конструкторы. Все родители это знают и обычно у детей дома эти игрушки есть. Дети подолгу могут сидеть за столом, занимаясь с ними. Однако развивающий эффект занятия будут иметь только в том случае, если родители смогут увлечь ребенка созданием новых, все более сложных построек. Важным этапом в конструировании является построение дома с четырьмя стенами. К сожалению, бывает, что дети в 7-8 летнем возрасте, несмотря на любовь к занятиям с конструктором, не представляют себе, как нужно расположить стены дома по отношению друг к другу, у них нет четкого представления о внешнем облике дома, о соотношении его частей. В уголке дошкольника должны быть также разнообразные дидактические игрушки: пирамидка (для младших детей), вкладные стаканчики, матрешки, вкладыши, ящики с наборами форм, в отверстия которых вставляются геометрические формы.
Среди игрушек ребенка непременно должны быть детские лопата, грабли, лейка для серьезных занятий на огороде или во дворе. Ребенок почувствует себя полноценным членом семьи, вскапывая с папой грядку или поливая цветы.
Ребенок должен также познакомиться с некоторыми простыми инструментами, употребляемыми для домашних работ (ножницами, штопальными иглами, пилой, молотком), учиться правильно обращаться с ними. Сначала действия с инструментами нужно показать на игрушках, после чего под наблюдением взрослых и в совместной деятельности с ними осваиваются аналогичные действия с настоящими инструментами. Конечно, при этом необходимо соблюдать правила безопасности (концы ножниц должны быть закруглены и т.д.). Позднее он будет использовать эти инструменты в обслуживающем труде. Для детей старшего дошкольного возраста и школьников необходимо приобрести такие настольные игры, как рельефное домино и лото, а также шахматы, специально сделанные для незрячих. Найдите время, чтобы поиграть в них с ребенком.
Умело подобранные игрушки, включенные в совместную игру ребенка с родителями, братьями и сестрами, а также настольные игры могут способствовать развитию слепых детей не меньше (в чем-то и больше), чем упорные занятия. К сожалению, очень часто и в семье, и в специальных дошкольных учреждениях, в школе развитию игровой деятельности не уделяется достаточно внимания. что препятствует гармоничному развитию детей.
Из всего сказанного следует, что сами по себе игрушки, какими бы они хорошими не были, не дадут значительного эффекта в развитии ребенка. Необходимо, чтобы взрослый (или другой ребенок с помощью взрослого) помог ребенку обследовать игрушку, обыграть ее, включить в игровую ситуацию, игровые действия. Это значит, что слепого ребенка необходимо учить элементам игры. И последнее, что следует подчеркнуть - это необходимость с раннего возраста приучать ребенка убирать на место игрушки и всегда держать свой уголок в порядке. И не только после игры, но и во время нее. Это даст ребенку возможность легко ориентироваться среди игрушек: не искать их во время игры. И тогда игра принесет ему только радость.
В.З. Денискина, Р.А. Курбанов
ГЛАВА V: СЛЕПОЙ РЕБЕНОК ВНЕ ДОМА
Ваш ребенок живет в мире зрячих. Ему предстоит преимущественно общаться со зрячими людьми. Поэтому к тем трудностям воспитания, которые определяются отсутствием зрения или его резким снижением, у вашего ребенка добавляются трудности, связанные с необходимостью учиться жить в мире, приспособленном для зрячих людей.
Большую ошибку совершают те родители, которые стремятся отгородить своего ребенка от реального мира, изолировать его от общества. Помогите своему ребенку не постоянным ограждением его от внешнего мира, а тем, что научите его преодолевать возникающие жизненные трудности, научите не бояться их и находить верный выход из трудных положений.
Большое значение имеет отношение родителей к зрительному дефекту своего ребенка. Оно подвергается серьезному испытанию, когда к вашему ребенку проявляется интерес со стороны посторонних. Вопросы родных, знакомых, встречных людей о состоянии зрения вашего ребенка будут неизбежны. Научитесь с достоинством, спокойно, без стеснения и трагизма отвечать на подобные вопросы. На вопросы о причине слепоты ответьте коротко и переведите разговор на другую тему, например, связанную с успехами вашего ребенка. Например: "Сашенька не видит с рождения, причина неизвестна, у врачей мы наблюдаемся. Но он у меня молодец! Он умеет то-то и то-то". Находясь рядом с вами, наблюдая ваше поведение в подобных ситуациях, ребенок научится правильно реагировать на такие вопросы. Поощряйте своего ребенка самого вступать в общение, чтобы не закреплялись в нем неуверенность, чувство робости, болезненное отношение к своему дефекту. Взрослому слепому в его самостоятельной жизни очень часто приходится пользоваться помощью окружающих, нередко незнакомых ему людей. Поэтому ребенок с детства должен слышать примеры вежливого, учтивого обращения к незнакомым людям. Старайтесь научить своего ребенка выражать свои просьбы кратко, ясно и четко.
Не держите своего ребенка запертым в четырех стенах. Наоборот, стремитесь к тому, чтобы он получил самые разнообразные впечатления, которые будут способствовать его развитию, овладел разнообразными необходимыми ему навыками. Гуляйте с ним, ходите в гости, выезжайте за город, водите ребенка в кино, театры, музеи. Всесторонне знакомьте его с тем миром, в котором живете сами и в котором предстоит жить ему.
Каждый выход в этот большой неизведанный мир начинается с внешнего вида ребенка. Необходимо, чтобы с самого раннего возраста ваш ребенок усвоил, что на него смотрит множество внимательных глаз, которые отмечают и то, как он выглядит, и во что одет, и то, как ведет себя. Зрячие дети очень многое копируют у взрослых (манеру одеваться, держать себя и т. п.), поскольку имеют возможность наблюдать за ними и друг за другом каждый день, а также могут контролировать свой внешний вид благодаря зеркалу. Ваш ребенок лишен этой возможности. Ваши родительские глаза являются его "зеркалом". Одевая ребенка, обращайте его внимание на то, что разные вещи одевают в зависимости от времени года, что для выхода в гости, в театр и т. д. одеваются в нарядную одежду, в то же время для прогулок, для занятий спортом, трудом надо одеваться по-другому. Расскажите ему о подборе одежды по цвету, по моде. Научите его следить за своей одеждой, держать ее в чистоте и порядке.
Прогулки
Прогулки с вашим ребенком могут быть разными: просто во дворе возле дома или прогулка в парк, или еще куда-нибудь. Однако не должно быть прогулок бесцельных. Пусть каждая прогулка будет для вашего ребенка маленьким уроком. Очень часто родители уединяются со своими детьми, гуляют отдельно от других детей, и вся прогулка сводится к тому, чтобы ребенок никуда не пошел, ничего не поранил, т. е. сидел бы на одном месте или передвигался в очень ограниченном пространстве под присмотром взрослого.
Но слепого ребенка, как никакого другого, необходимо поощрять к самостоятельности. Отсутствие зрения не означает, что ребенок не может адекватно познавать окружающий его мир. Только способы познания через активное осязание, движение, слух и обоняние требуют от слепого ребенка и большей активности, и большей самостоятельности, чем от зрячего.
Куда бы вы ни пришли с ребенком, обязательно познакомьте его с этим местом, особенно, если это место для него новое. Дайте возможность ребенку все обследовать руками, до всего дотронуться. Если это игровая площадка, то обойдите ее всю, покажите границы площадки, все предметы, которые на ней находятся, и все препятствия. Ребенку необходимо получить достаточно полное представление обо всей площадке, а не только о том уголке, где вы предпочитаете с ним гулять. Помогите ему познакомиться и обследовать горку, качели, песочницу. Покажите ему, где пролегают дорожки, какие растут на площадке деревья, кусты. Если необходимо, то поднимите ребенка на руки, чтобы он смог дотянуться до верха обследуемых объектов.
К одному и тому же месту гуляния первое время, пока ваш ребенок не полностью изучил его, лучше возвращаться довольно часто, чтобы ребенок чувствовал себя все свободней и свободней. Это воспитывает в нем уверенность в себе. Не избегайте встреч с людьми, наоборот, стремитесь к тому, чтобы ваш ребенок усваивал навыки общения с другими людьми. Найдите своему ребенку товарищей по играм и прогулкам. Лучше, если сначала вы познакомите его с одним зрячим ребенком и научите их играть вместе. Затем круг знакомства можно расширять.
Маленькие слепые дети, как правило, избегают контактов с посторонними детьми. Поэтому проявите терпение, поговорите с родителями другого ребенка, объясните особенности вашего ребенка, расскажите, что он умеет делать.
Ваша задача облегчается, если в семье уже есть старшие дети, но если ваш ребенок единственный, то знакомство со сверстниками или с более старшими детьми позволит вашему ребенку приобрести товарищей по совместным играм и в определенной мере освободит вас от постоянной опеки ребенка на прогулке. Первое время старайтесь организовывать совместные игры детей сами, и пусть дети играют под вашим присмотром. Со временем, когда товарищи вашего ребенка освоятся с его особенностями, можно с ними отпускать вашего ребенка на прогулку. Гулять с ребенком надо в любое время года и в любую погоду. Чем больше впечатлений об окружающем мире будет получать ваш ребенок, тем полнее будут у него представления о том, что его окружает. Так, зимние прогулки, катание на санках с горы, катание на лыжах и коньках доставят вашему ребенку столько же радости, сколько и зрячему. Только обязательно нужно предварительно объяснить и показать, и все делать вместе с ребенком: и с горы скатиться, и на лыжах пройти. Ваше участие и ваша уверенность в успехе даст силы ребенку преодолеть в себе неуверенность или страх перед новым.
Ваши совместные прогулки могут иметь вполне определенную цель: зайти в магазин за продуктами, или в аптеку за лекарствами, или на почту. Такие совместные походы являются хорошей школой для ребенка.
Предварительно перед выходом необходимо рассказать ребенку, куда вы пойдете, что вы будете делать, как следует себя вести. Расскажите, каким маршрутом вы пойдете, скажите названия улиц. Если вы едете на каком-нибудь транспорте, то ребенок должен быть предупрежден об этом.
Лучше, если ваш ребенок будет заранее подготовлен. Во время пути обращайте его внимание на особенности маршрута, тренируйте его в умении ориентироваться на улице. При движении по тротуару пусть ваш ребенок идет справа от вас, чтобы встречные прохожие не наталкивались на него. Запомните, что и взрослого слепого следует сопровождать, находясь от него слева, и пусть слепой держит вас под руку, а не вы его.
Когда вы ведете своего ребенка за руку, то не тащите его, приноровите свой шаг к его шагам. Как бы вы не спешили, помните, что вы ведете незрячего ребенка, который не может увидеть одновременно весь путь, дайте ему возможность познакомиться с той дорогой, по которой вы идете.
Перед каждым изменением пути следования (поворот, переход, ступеньки и т. п.) чуть приостановитесь и предупредите ребенка ("поворот направо", "ступеньки вниз"). Во время движения обязательно обращайте внимание вашего ребенка на звуки (что и как звучит), на запахи (некоторые места улиц имеют очень четкий запах: магазины, парфюмерные магазины, булочные, аптеки, бензоколонки и т. п.), на особенности дороги, которые можно почувствовать подошвой ног через обувь. Большое значение имеет умение определять с помощью сохранных органов чувств время года, состояние погоды и даже время суток. Не забывайте обратить внимание ребенка на это, расскажите ему об изменениях, которые происходят в природе.
Одно из суждений практиков и ученых заключается в том, что ребенку нужно давать с раннего возраста трость для ориентировки при ходьбе на улице. В то же время многие специалисты считают, что к ориентированию с помощью трости следует переходить тогда, когда ребенок получил достаточно полное представление о том окружении, в котором он будет ориентироваться с помощью трости: тростью можно узнать то, что уже было изучено с помощью осязания. Поэтому очень важно, если вы научите своего ребенка хорошо ориентироваться дома, во дворе, на ближайшей к дому улице с помощью осязания, слуха и обоняния. Придя в какое-нибудь помещение, особенно, если вы пришли с ребенком сюда впервые, дайте ему возможность освоиться, познакомьте его с размерами этого помещения, если это возможно, расскажите о том, что и где находится и покажите это ребенку. Будьте терпеливы и последовательны, ведь для того, чтобы познакомиться с новым помещением, слепому необходимо совершить множество действий и затратить определенное время. Побуждайте ребенка к самостоятельным действиям и вопросам относительно того места, где вы находитесь.
Обратите внимание ребенка на звуки, объясните их происхождение. Многие знакомые звуки звучат по-разному в зависимости от размеров помещения. Пусть ваш ребенок использует это свойство для определения размеров помещения. Обойдите с ним все, дайте до всего дотронуться и ощупать. Конечно, это следует делать так, чтобы не мешать окружающим, но и не надо стесняться любопытных взглядов или замечаний. В магазине предложите ребенку, например, самому оплатить покупку в кассе и получить товар. Научите его по запаху определять отделы в продуктовом магазине. Научите, как правильно обратиться к продавцу, как занять очередь. Со временем, когда ваш ребенок станет постарше и освоится, можно будет посылать его в магазин одного за небольшими покупками. Конечно, многое определяется тем, где вы живете, как далеко находится от вас магазин, сложно ли до него добраться.
Привлечение ребенка к совместным походам по хозяйственным делам воспитывает в вашем ребенке самостоятельность, делает его вашим помощником. Ваш ребенок приобретает ценный жизненный опыт: учится обращаться к незнакомым людям, усваивает цены, знакомится с различными учреждениями быта, запоминает запахи и формы упаковки разных продуктов и т. п. Все это ему пригодится и в учебе, и в дальнейшей самостоятельной жизни.
В гостях
Вы собираетесь в гости и решили взять ребенка с собой. Каждый такой выход является большим испытанием, как для вас, так и для вашего ребенка. Он идет в новое помещение и к незнакомым иногда людям. Лучше всего, если первый опыт посещения гостей будет непродолжительным и люди, к которым вы пойдете, будут вашему ребенку знакомы. Как правило, такими являются ближайшие родственники. Расскажите ребенку, куда вы пойдете, кто там будет. Ваш ребенок должен заранее узнать, с кем он встретится. Объясните причину, по которой вы идете в гости. Нелишне напомнить ребенку, как следует одеваться, когда идешь в гости, предложите ему самому выбрать, во что ему одеться или обсудите это вместе с ним.
В гостях познакомьте ребенка с каждым присутствующим, чтобы он мог запомнить голос, запах, одежду. Проведите его по всей квартире, покажите, где что стоит, какие есть помещения. Дайте ему возможность освоиться в новой обстановке. В связи с этим постарайтесь приехать чуть пораньше, чтобы ребенок мог спокойно и не торопясь познакомиться с новым помещением, обвыкнуть в нем. Если в гостях будут дети, то их следует заранее предупредить, что приедет незрячий ребенок. Знакомя детей, постарайтесь наладить между ними контакт, расскажите, что умеет делать ваш ребенок, во что он умеет играть, расскажите о его положительных чертах (добрый, умеет читать стихи, поет). Возьмите из дома те игры, в которые играет ваш ребенок, и в которые он сможет играть с другими ребятами. Такие игры, как шахматы, домино, различные головоломки, выпускаются предприятиями ВОС и предназначены как для слепых, так и для зрячих. Организуйте совместную игру или занятия вашего ребенка с другими детьми. Это могут быть не только настольные игры, но и подвижные, в которых могут участвовать и зрячие дети, и ваш ребенок (например, "жмурки").
В кино
Может показаться странным, что вам предлагается ходить со своим ребенком в кино. Но фильмы давно уже озвучены, а яркие краски позволяют вашему ребенку, если у него есть остаточное зрение, следить за тем, что происходит на экране. Ваш ребенок должен не только знать, что есть такой вид искусства как кино, но научиться понимать его. Посмотрите, с каким удовольствием он слушает радиопередачу, сказки или песни, записанные на пластинках или магнитофонной ленте. С тем же удовольствием он будет "смотреть" кинофильм, но только если вы ему поможете. Если с детства слепого учить понимать фильмы, прививать любовь к этому виду искусства, то оно становится впоследствии доступным ему, обогащающим и разнообразящим его жизнь. Не раз приходилось убеждаться в том, что не смотрят фильмы и не любят их те слепые, которые в детстве были лишены возможности познакомиться близко с этим видом искусства и понять его.
Смотреть и понимать кинофильмы лучше начинать учить дома по телевизору. Ребенок слышит голоса, звуки и музыку. Если у него имеется остаточное зрение, то находясь близко от экрана, он может различить крупные детали изображения и отождествить их с уже известными ему объектами (особенно, если телевизор цветной). Ребенку необходим ваш комментарий к тому, что происходит на экране. Рассказывайте ему то, что он не видит, и, в первую очередь, тогда, когда не слышно никаких звуков, или они непонятны по содержанию, а действие в этот момент совершается.
Расскажите ребенку вкратце, что такое кино, на доступном ему уровне. При просмотре кинофильма дайте краткое описание героев картины (как выглядят, во что одеты), сообщайте ребенку только ту информацию, которую он не может получить из контекста разговоров (где происходит действие, время, место, время года). Ваши комментарии должны быть краткими, точными и не нести лишних сведений. Старайтесь говорить так, чтобы ребенок вас слышал, но при этом не мешайте ему следить за происходящим, т. е. старайтесь говорить во время пауз. Старайтесь передавать только сюжетную линию, чтобы ваш ребенок понимал происходящее, удержитесь от попытки дать свое толкование тому, что происходит. В то же время ваше эмоциональное отношение не скрывайте и не сдерживайте. Вашему ребенку очень важно научиться правильно, эмоционально реагировать.
Все обсуждение действий героев, их побудительных мотивов и т. п. отложите до конца просмотра. Эти моменты фильма часто остаются не до конца понятными и зрячим детям, которых увлекает сюжет, динамика происходящего, а не то, что движет действиями героев картины. Но привлечь внимание ребенка при последующем обсуждении к этим моментам следует обязательно.
После таких домашних просмотров можно идти с ребенком в кинотеатр. Расскажите, куда вы пойдете, что там будете делать, и как себя следует вести. Желательно, чтобы вы были знакомы с содержанием той картины, которую вы идете смотреть. Вам тогда легче будет дать необходимый комментарий, да и самого ребенка можно заранее подготовить к восприятию предстоящего кинофильма. Расскажите ребенку о маршруте до кинотеатра.
Придя в кинотеатр, желательно заранее, дайте ему возможность познакомиться с помещением. Покажите ему кассу, пусть он там приобретет билет и проведет вас внутрь, предъявив билет контролеру. Если будет возможность, познакомьте ребенка со зрительным залом: покажите, где расположен экран, как стоят кресла, как определить свой ряд и свое место. Дома, после посещения кинотеатра, еще раз можно проиграть весь поход на макете.
Как правило, все кинотеатры оборудованы одинаково, поэтому на макете вы можете показать внутреннее устройство кинозала, а также рассказать о других вспомогательных помещениях (фойе, буфете, туалетах и т. д.). Макет можно изготовить из различных материалов: бумаги, картона, деталей конструктора.
После того, как ваш ребенок достаточно хорошо познакомился с ближайшим к вам кинотеатром, вы можете отпускать его с кем-нибудь из зрячих товарищей или, если есть в семье старшие дети, то с ними.
В театре
Театральное искусство имеет большое значение для развития слепого ребенка. Оно построено на диалогах и монологах персонажей, в которых выражены их внутренние переживания и через которые разворачиваются основные сюжетные линии спектакля. Можно сказать, что театральное действие в большей мере, чем кино, доступно восприятию слепого.
Восприятие и понимание театрального искусства облегчается тем, что слепому доступно собственное участие в импровизированном театральном действии, которое является необходимым элементом любой сюжетно-ролевой игры, не говоря уже об игре-драматизации. Для каждого ребенка (а слепой ребенок не является исключением) игры-драматизации и сюжетно-ролевые игры являются необходимыми этапами в его развитии.
B отношении слепого ребенка следует особо подчеркнуть, что овладение навыками сюжетно-ролевой игры у слепого ребенка затруднено, но значение ее для развития личности ребенка трудно переоценить. Научившись играть, принимая на себя роль того или иного персонажа, говорить за него и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, ребенок сможет овладеть необходимыми навыками общения, научиться понимать мир социальных отношений. Благодаря таким играм ваш ребенок без особых трудностей поймет, что такое театр. Сначала в игре-драматизации, в которой ребенок вместе с вами, а затем и один последовательно говорит за разных героев (ими могут быть куклы, фигуры животных), а затем и при игре в театр, где будет и сцена, и занавес, и зрители.
Посещение театра надо начинать с рассказа о нем, об актерах, самом спектакле. На макете познакомьте ребенка с внутренним устройством здания, покажите, где находится сцена, зрительный зал, оркестровая яма, а также другие помещения театра. Собираясь в театр, не забудьте обратить внимание ребенка на то, как следует одеваться. Если при посещении кинотеатра мы не снимем верхнюю одежду, то в театре верхнюю одежду мы сдаем в гардероб, поэтому необходимо быть нарядно одетым. В самом театре дайте возможность познакомиться ребенку со всем зданием, подойдите к сцене, поднимитесь в ложи, на балкон. Знакомство с помещениями театра лучше всего проводить либо до прибытия основной массы зрителей, либо после спектакля, когда театр пустует. Как и при просмотре кинофильма, ваш ребенок не может в определенные моменты обойтись без комментариев. Старайтесь говорить тихо, так, чтобы не мешать соседям, и в то же время так, чтобы ребенок вас слышал. Если он что-то хочет спросить, то пусть он делает это тоже тихо.
В музее
В музеях слепым детям разрешается под контролем смотрителя осторожно потрогать экспонаты, которые находятся не под стеклом. Некоторые работники музеев не знают, что имеется специальное постановление, разрешающее это делать, поэтому вам могут сделать замечание. В таком случае спокойно и тактично объясните, что ваш ребенок не видит, и что вы будете очень осторожны и внимательны при осмотре.
В музеи ходить со слепым ребенком надо именно потому, что он может непосредственно познакомиться с некоторыми экспонатами с помощью сохранных органов чувств, в первую очередь, остаточного зрения и осязания. Но в музей следует идти с определенной целью: углубить представление ребенка о некоторых предметах окружающего мира, дать более полное наглядное представление о том, что ребенок прочитал или услышал, с чем он не может столкнуться в своей жизни. Как правило, музеи не похожи один на другой, поэтому знакомство с тем или иным музеем должно начинаться с ориентировки в помещениях музея. Ограничивайте посещения музея знакомством и рассматриванием какого-либо одного или двух экспонатов, но постарайтесь, чтобы ваш ребенок получил достаточно полное представление об этом экспонате, в первую очередь с помощью сохранных анализаторов. Расскажите ребенку, для чего создаются музеи, какие бывают музеи, как себя следует вести в них.
В столовой, кафе
Вашему ребенку в своей будущей самостоятельной жизни не раз предстоит пользоваться услугами столовой или кафе. Поэтому не упускайте возможности познакомить ребенка с предприятиями общественного питания.
Для первого посещения постарайтесь выбрать такое время, когда людей в столовой или кафе будет немного, чтобы можно было спокойно показать ребенку внутреннее расположение и дать возможность самому все потрогать и со всем познакомиться. Расскажите ребенку про меню, объясните, где брать блюда, или как их заказывать, где лежат чистые подносы, где касса, т. е. покажите ребенку весь порядок действий и поведения в столовой от момента вхождения и до окончания завтрака или обеда.
В столовой или кафе слепому, как нигде, может понадобиться помощь других людей, т. к. с подносом, уставленным тарелками, ему трудно ориентироваться. Надо научить ребенка, как следует обращаться за помощью к окружающим людям, как обращаться к сидящим за столом, если понадобится соль, салфетка. В столовую и в кафе можно идти с ребенком после того, как он усвоил основные навыки принятия пищи и поведения за столом.
При посещении столовой у вашего ребенка помимо всего прочего появится прекрасная возможность еще раз показать, насколько хорошо усвоены им эти навыки.