Полезная и методическая информация.

Б. Е. Тараканов  

ШЕСТИТОЧИЕ В НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ, ИГРАХ И ИГРУШКАХ

ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

 

 

 

 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ СЕМЬИ, КРУЖКА, ШКОЛЫ

 

 

 

 

 

Часть первая

1-е издание

Издательство «ФОЛИАНТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

1991

 

 

Наглядно учись да с молитвой трудись!

(пословица) 

ЧАСТЬ I

(простое шеститочие)

 

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

ПО ПИСЬМУ, ЧТЕНИЮ, ПЕЧАТАНИЮ

Примечание: В предлагаемом вниманию уважаемого читателя и соратника – коллеги сборнике упражнений и учебной игротеки изложен рецензированный опыт автора по преподаванию системы Луи Брайля и обобщен материал семинара (февраль – март 1984 г.) для педагогов – брайлистов УПП ВОС и спецшкол Москвы и Подмосковья.

§1 Сопоставление точечной комбинации с каким-либо предметом.

Предметы сравнить, - значит изучить.

(пословица)

 

1.

Комбинации с виду - по алфавиту;


А — калинка;

Б - матрешка;

В - самовар;

Г - цветок;

Д - косынка;

Е - ложка;

Е - скакалка;

Ж - туфелька;

3 - коляска;

И - половник;

И - шкаф;

К - кегля;

Л - бусы;

М - велосипед;

Н - зонт;

О - прожектор;

П - кочерга;

Р - кувшин;

С - клюшка;

Т - мастерок;

У - рулетка;

Ф - треуголка;

Х - башмачок;

Ц - очки;

Ч - зеркало с ручкой;

Ш - коса;

Щ - трюмо;

Ъ - кушетка;

Ы - кресло;

Ь - стул;

Э - фонарь;

Ю - совок;

Я - парашют и т.д.

П


По алфавиту у фигур - геометрический контур:

 

Л - сторона;

М - угол;

Н - трапеция;

О — треугольник

А - вершина;

Б - сторона;

В - треугольник (правый

с 2 средними точками);


 

Г - квадрат (верхний);

Д - угол;

Е - диагональ;

Е - диагональ;

Ж - угол;

3 - трапеция (левая с

верхним острым углом);

И - диагональ;

И - прямоугольник;

К - сторона;

Щ - прямоугольник;

Ъ - трапеция;

Ы - трапеция;

Ь - трапеция;

П - угол;

Р - треугольник;

С - угол;

Т - ромб;

У - угол;

Ф - угол;

Х - угол;

Ц - сторона;

Ч - трапеция;

Ш - угол;

Э – треугольник;

Ю - ромб;

Я - трапеция и т. д.

 


Ш

По таблицам - прочие разноточия:

2-я точка - малинка и вершина;

2 и 5 точки - бинокль и сторона;

5-я точка - дождинка и вершина;

4- я точка — градинка и вершина;

4 и 5 точки - снеговик и сторона;

3-я точка - рябинка и конус;

3 и 4 точки - эспандер и диагональ;

3, 4 и 5 точки - кочедык и угол;

3 и 6 точки - фары и сторона;

1, 2, 3 и 6 точки - валенок и угол;

1, 3, 4, 5 и 6 точки - вешалка и прямоугольник

1-6 точки - бильярд и прямоугольник;

3, 4 и 6 точки - самокат и угол;

3, 4, 5 и 6 точки - сапог и угол;

6-я точка - снежинка и шар;

1,2 и 6 точки - сапожный нож и угол;

3,4 и 6 точки - мотоцикл и угол;

1,4,5 и 6 точки - мотыга и угол;


1, 2, 4, 5 и 6 точки - расческа с ручкой и трапеция;

4 и 6 точки - кий и сторона;

4, 5 и 6 точки - цепочка и сторона и т.д.


Общее примечание

1. В учебных играх и упражнениях с наглядными пособиями учащийся запоминает форму точечной комбинации, ее положение письме и чтении, а также - место и номер каждой точки.

2. Комбинация, изученная с консультацией, копируется учащимся самостоятельно на: а/игральной доске по окончании партии ; б/одноименном наглядном пособии.

3. Сильный и слабый учащиеся тренируются обоюдно на одном наглядном пособии или в общей учебной игре и т.д.

§ 2. Учебные карточки и таблицы

Обучай логично, - выведешь отлично !

(пословица)

Усвоенная на наглядном пособии или учебной игре точечная комбинация в зависимости от контингента печатается на пишущей машинке, пишется на письменном приборе и читается грифелем и сами в учебной карточке. Учебная карточка составляется из двойника бумаги для письма и двух листов - для печатания;

1-я страница заполняется в классе, а 2-я, по ее образцу, - самостоятельно дома. Чтобы письмо было легким, грифель периодически затачивается: стержень и шарик (последний почти касаясь пальника) с легким нажимом движутся, вращаясь, до шестидесяти раз... Заполненная учебная карточка читается синхронно; указательные пальцы читают комбинацию за комбинацией, взаимно помогая и друг друга страхуя; вместе дочитывают строку, возвращаются и опускаются ниже и т.д. Через несколько занятий учащийся знакомится с эстафетным чтением; синхронно читается приблизительно до середины лишь верхняя строка учебной карточки, а дальше правая рука уже одна дочитывает строку; левая за это время успевает возвратиться и опуститься ниже; пока же правая опускается в Конце на ту же строку и движется к месту переда­чи эстафеты, левая успевает прочитать свою часть и т.д.

В период изучения точек 6-титочия и их комбинаций, но осо­бенно при текущем и итоговом повторении, удобно пользоваться следующими учебными таблицами: а) основная, - см. альбом, фото­графия № 1; б) с горизонталями (см. альбом, фотография № 2) для учащихся с хорошей памятью; ц) с вертикалями (см. альбом, фотография № 3) для учащихся средней группы; и) и, наконец, таблица с уголками (см. альбом, фотография № 4) для учащихся с плохой памятью.

Приведенные ниже наглядные пособия и учебные игры имеют различную степень доступности и наглядности, например, учащие­ся с осязанием: а) хорошим - занимаются на стандартном 6-ти-точии; б) плохим - занимаются на укрупненном 6-титочии; ц) и в заключение, учащиеся средней группы занимаются, но уже в об­ратной последовательности, на обоих этих 6-титочиях и т.д.

 

Примечание: по усвоении 6-титочия изучаются по "букварю" буквы, знаки и цифры, 1-е знакомство, с которыми удобно прово­дить на выбранном ранее наглядном средстве.

 

§ 3 Азбука – кубик Сцена вращается, - новые

маски появляются.

( загадка )

Фотография кубика сверху и снизу, - см. альбом, фотография № 5.

Фотография кубика слева и справа, - см. альбом, фотография № 6.

Упражнения с кубиком

1-е упражнение: а) поверните кубик выпуклой точкой оси от себя; б) положите подушечки больших пальцев на грань безрель­ефных точек, составленную из трех платформ.

2-е упражнение: сформируйте на кубике какую-либо комбина­цию и, положив его на стол, изучите ее указательными пальцами.

3-е упражнение: а) поверните дальнюю платформу на 90 гра­дусов влево; б) изучите полученную комбинацию, - таково место в 6-титочии 1-й точки при письме.

4-е упражнение: поверните ту же платформу вправо и изучите полученную комбинацию, - таково место в 6-титочии той же точки, но уже при чтении и т.д.

5-е упражнение: поверните в противоположные стороны следу­ющие платформы кубика: а) дальнюю и среднюю; б) дальнюю и ближнюю; н) среднюю и ближнюю, - так формируются диагональные 2-точия: е, ё и т.д.

6-е упражнение: а) поверните дальнюю платформу на 180 гра­дусов; б) изучите полученную комбинацию, - так формируются го­ризонтальные 2-точия.

7-е упражнение: а) сформируйте квадратное 4-точие "г"', б) сотрите в нем последовательно одну точку; ц) изучите полу­ченные угловые 3-точия: ж, д, и т.д.

8-е упражнение: а) поверните кубик целиком на 180 граду­сов; б) сотрите последовательно в полном 6-титочии одну точку;

ц) изучите полученные прямоугольные и трапециевидные 5-тито-чия: ь, игрек и т.д.

9-е упражнение: сформируйте и изучите на кубике комбина­ции с рамки 18-ти строчечного письменного прибора, - так по­вторяются в 6-титочии его основные комбинации.

10-е упражнение: а) сформируйте на кубике одну из основных комбинаций; б) трижды поворачивая кубик целиком, изучите каж­дую его грань отдельно и попарно противоположные и т.д. - так повторяются в 6-титочии его производные комбинации.

Примечание: для удобства в упражнениях по письму комбина­ция формируется не из тисненых, а рельефных точек.

§ 4 Альбом с барельефами

Гляди в альбом, да не будь бумбом! (пословица)

Фотография барельефных табличек с тисненым шрифтом для упражнений по письму, - см. альбом, фотография № 7.

Фотография табличек с рельефным шрифтом для упражнений по чтению, - см. альбом, фотография № 8.

Упражнения с табличками

1-е упражнение: а) найдите в альбоме барельеф чечевицы;

б) поставьте барельеф на бок; и) прочитайте (накройте подушеч­кой указательного пальца левой руки) в табличке 1-ю комбина­цию; д) напишите (прочитайте грифелем) эту комбинацию.

2-е упражнение: а) прочитайте в комбинации "Ч" ее левые точки; б) напишите эти точки, - таково место в 6-титочии 1, 2 и 3 точек.

3-е упражнение; а) прочитайте в той же комбинации ее пра­вые точки; б) напишите эти точки, - таково место в 6-титочии 4 и 5 точек.

4-е упражнение; а) найдите барельеф щегла; б) прочитайте и напишите в его табличке нижние точки 1-й комбинации, - таково место в 6-титочии 3 и 6 точек.

5-е упражнение: а) найдите барельеф каменки; б) прочитайте и напишите в ее табличке 1-ю комбинацию.

6-е упражнение: а) найдите барельеф овсянки; б) прочитайте и напишите в ее табличке 1-ю комбинацию и т.д.

7-е упражнение: а) найдите барельефы, таблички которых на­чинались бы со следующих комбинаций, изображенных на рамке письменного прибора; А, Б, Ц, Д, Е, Ф, Г, Х и И, б) прочитайте и напишите эти комбинации в табличках, - так повторяются в 6-ти­точии его основные комбинации.

8-е упражнение: а) найдите, например, следующие барельефы;

астра, коза, уж, елка; б) прочитайте 'и напишите в табличках их 1-ые комбинации, называя основные и дополнительные точки и т.д. - так повторяются в 6-титочии его производные комбинации.

Примечание: 1. Учебный альбом комплектуется педагогом из легко узнаваемых на осязание рассыпных барельефов.

2. Альбом составляется так, чтобы барельефные таблички начинались, как правило, со всех букв алфавита, а пояс­нительные тексты включали бы все основные знаки, арабские и римские цифры.

§ 5 Брайлевское шеститочие

Сверху – окошко, а внизу – горошки. (загадка)

Фотография шеститочия для упражнений по письму, - см. альбом, фотография № 9.

Фотография шеститочия для упражнений по чтению, - см. альбом, фотография № 10.

Упражнения с шеститочием

1-е упражнение; поставьте шеститочие: а) окошечком впра­во; б) срезанным уголком - от себя.

2-е упражнение: а) обозначьте точкой (напишите грифелем) правый верхний угол в окошечке; б) прочитайте написанную точ­ку руками со стороны наличника, украшенного арочками, - таково место в 6-титочии 1-й точки.

3-е упражнение: обозначьте правый нижний угол в окошечке и прочитайте 3-ю точку 6-титочия и т.д.

4-е упражнение: напишите и прочитайте сразу все угловые точки в окошечке, - таков вид комбинации из 1, 3, 4 и 6 точек.

5-е упражнение: напишите и прочитайте в окошечке средний переплет рамы, - таково место в 6-титочии 2 и 5 точек.

6-е упражнение: напишите и прочитайте в окошечке: а) боко­вой переплет рамы: лил оборотное; б) всю раму - полное 6-титочие.

7-е упражнение: напишите и прочитайте в окошечке открытые а) форточки: ь и ъ; б/ створки: п и п оборотное.

8-е упражнение: напишите и прочитайте в окошечке отогну­тые: а) занавески: ? и знак звездочки; б) шторы: ё и ё оборот­ное и т.д.

9-е упражнение: изучите на шеститочии комбинации с рамки письменного прибора, - так повторяются в 6-титочии его основ­ные комбинации.

10-е упражнение: а) напишите и прочитайте на 6-титочии одну из основных комбинаций; б) дополните эту комбинацию до


полного 6-титочия и прочитайте и т.д. - так повторяются в 6-ти­точии его производные комбинации.

Примечание: точки, прочитанные на брайлевском шеститочии, стираются, вдавливаясь, подушечкой читающего пальца.

§ 6 Витрина магазина Разноцветно горит, - в мир игрушек манит.

(загадка)

Фотография витрины для упражнений по письму и чтению, - см. альбом, фотография № 11.

Фотография витрины для упражнений по печатанию, - см. аль­бом, фотография № 12.

1. Упражнения по письму и чтению:

1-е упражнение: подсоедините к колонне правую, левую и центральную витрины.

2-е упражнение; поставьте на верхнюю площадку боковых вит­рин: а) справа (напишите) кубик с лункой; б) слева (прочитайте) кубик со шпеньком, - таково место в 6-титочии 1-й точки,

3-е упражнение: поставьте на верхнюю площадку центральной витрины кубик без специальной маркировки, - таково место в 6-титочии 4-й точки, которая является левой при письме и пра­вой при чтении.

4-е упражнение: напишите и прочитайте на витрине: а) 2 и 5 точки на средних площадках; б ) 3 и 6 точки - на нижних пло­щадках.

5-е упражнение: заполните кубиками следующие площадки витрины: а) 1-ые и 5-ю; б) 1-ые и 6-ю; и) 3-и и 4-ю; д) 3-и и 5-ю и т.д.

6-е упражнение: с помощью кубиков изобразите на витрине комбинации с рамки письменного прибора, - так повторяются в 6-титочии его основные комбинации.

7-е упражнение: а) поставьте на витрину, например, 1-ые кубики; б) добавьте к ним последовательно 3, 3 и 6, 6 кубики и т.д. - так повторяются в 6-титочии его производные комбина­ции.

 

II . Упражнения по печатанию

1-е упражнение: а) отведите от соединительной колонны пра­вую витрину; б) поверните левую и центральную витрины без ку­биков лучами к себе.

2-е упражнение: поставьте указательные пальцы на верхней площадке витрин и назовите номера (1 слева и 4 справа) указа­тельных клавиш.

3-е упражнение: поставьте средние пальцы на средние пло­щадки и назовите номера (№ 2 и № 5) средних клавиш.

4-е упражнение: и, наконец, поставьте безымянные пальцы на нижние площадки (№3 и № 6) безымянных клавиш.

5-е упражнение: 1) напечатайте (отметьте кубиками) на вит­рине следующие точки: а) 1-ю; б) 2-ю; ц) 3-ю; 2) подпечатайте к ним отдельно, а затем и вместе, 4, 5 и 6 точки.

6-е упражнение: 1) напечатайте на витрине следующие точки:

а) 1 и 2; б) 1 и3;ц) 2и3; 2) подпечатайте к ним те же са­мые точки и т.д.

7-е упражнение: 1) напечатайте на витрине следующие точки:

а) 1-ю; б) 1 и 2; ц) 2-ю; 2) подпечатайте к ним последователь­но 4, 4 и 5, 5 точки, - так повторяются в 6-титочии его основ­ные комбинации.

8-е упражнение: напечатайте на витрине одну из основных комбинаций и последовательно к ней 3, 3 и 6, 6 точки и т.д. - так повторяются в 6-титочии его производные комбинации.

Примечание: каждая усвоенная на витрине комбинация печа­тается затем на пишущей машинке "Эрика" и читается в учебной карточке на пюпитре.

§ 7 Гармошка - хаврошка Басы дала дочке, поют

пруточки. ( поговорка )

 

Фотография сложенной гармошки, - см. альбом, фотография № 13.

Фотография развернутой гармошки, - см. альбом, фотография № 14.

 

Упражнения с гармошкой

1-е упражнение; а) положите гармошку горизонтально, повер­нув гриф с вырезанными уголками от себя; б) разверните гармошку, потянув на себя за фигурное звено мехов.

2-е упражнение: повторите на грифе основные комбинации.

3-е упражнение: а) сожмите верхнее звено мехов (2 пласти­ны) в форме шалашика и положите его на гриф ниже комбинаций;

б) повторите теперь производные комбинации с 3-й точкой.

4-е упражнение: положите на гриф и среднее звено мехов, повторяя комбинации с 6-й точкой.

5-е упражнение: и в заключение, положите на гриф гармошки фигурное звено и повторите комбинации с обеими точками, - так повторяются в 6-титочии его основные и производные комбинации

Примечание: гармошка-хаврошка и прочие специальные посо­бия для повторения имеют, как правило, два варианта исполнения;

один с тисненым шрифтом для упражнений по письму, а другой рельефный - по чтению.

§ 8 Карлсон на парте Дует, жужжит и вращается, -аз, буки, веди получаются

(загадка)

Фотография карлсона для повторения основных комбинаций, - см. альбом фотографий, фотография № 15.

Фотография карлсона для повторения производных комбинаций см. альбом фотографий, фотография № 16.

Упражнения с Карлсоном

1-е упражнение: а) поставьте карлсона пропеллером к себе;

б) отодвиньте пропеллер от корпуса мотора в форме гайки;

ц) повторите на гранях гайки основные комбинации.

2-е упражнение: а) поверните грань гайки, например, с ком­бинацией "А" вверх; б) поверните пропеллер гранью с маркировкой «3» также вверх; ц) совмещая обе грани, подвиньте пропеллер к гайке; д/ и, наконец, повторите производную комбинацию от "А" с 3-й точкой.

3-е упражнение: подставьте к той же комбинации грань про­пеллера с маркировкой "б", повторяя фигуру с 6-й точкой.

4-е упражнение: подставьте, в заключение, к комбинации "К" 3-ю лопасть пропеллера с обеими точками и т.д. - так повторя­ются в 6-титочии его основные и производные комбинации.

§ 9 Классная доска с кубиками

Поле жита на квадраты разбито, а в каждом квадрате по хате.

(загадка)

Фотография доски для изучения точек 6-титочия, - см. альбом, фотография № 17.

Фотография доски для изучения основных и производных комби­наций, - см. альбом, фотография № 18.

Упражнения с доской

1. Изучение точек 6-титочия и их комбинаций:

1-е упражнение: а) повесьте доску горизонтально; б) положи­те учебные кубики на ее полку.

2-е упражнение: заполните 6 ячеек кубиками с: а) лунка­ми ( напишите) на правой стороне доски; б) шпеньками (прочитай­те) на левой.

3-е упражнение: снимите с заполненной доски следующие ку­бики: а) крайние; б) средние, - таково место в 6-титочии соот­ветственно: 1,2 и 3;4,5 и 6 точки.

4-е упражнение: снимите теперь с заполненной доски и дру­гие кубики: а) верхние; б) средние; ц) нижние, -таков контур го­ризонтальных 2-точий: Ц, двоеточие и тире.

5-е упражнение: и в заключение, снимите с заполненной до­ски следующие пары кубиков: а) верхние угловые и нижние сред­ние; б) нижние угловые и верхние средние, - таковы большие диа­гональные 2-точия: Е и Е оборотное и т.д.

6-е упражнение: а) повесьте доску вертикально; б) возьмите 8 азбук-кубиков и сформируйте на них одну из комбинаций с рамки письменного прибора; ц) заполните ими крайние ячейки с обеих сторон доски и т.д. - так изучаются и повторяются в 6-ти­точии его основные комбинации.

7-е упражнение: и, наконец, добавьте к сформированной основ­ной комбинации следующие точки во: а) 2-ю строку 3-ю точку;

б) предпоследнюю - 6-ю; ц) и нижнюю - обе эти точки и т.д. - так изучаются и повторяются в 6-титочии его производные ком­бинации.

Примечание.

1. При объяснении материала классная доска может лежать на парте.

2. При ответе у стола доска вешается на стену.

 

II .Строительство из кубиков

1-я стройка: 1. Положите доску (строительную площадку) го­ризонтально; 2. Постройте (опустите кубики в ячейки) в нижнем углу дачного участка: а) справа из одного кубика конуру; б) сле­ва из 2-х кубиков - клетку для кроликов.

2-я стройка: постройте из кубиков: а) 4-х - беседку, коло­дец и садовый столик; б) из 5-ти - грибок от дождя и садовую ска­мейку; ц) из 6-ти - крыльцо; д) из 7-ми - турник; е) из 8-ми - гараж и избушку с 2-мя окнами; ф) из 10-ти - террасу и т.д.

3-я стройка: обнесите дачный участок высоким забором:

а) справа, - таково место в 6-титочии 1, 2 и 3 точек при пись­ме; б) слева,— таково место в 6-титочии тех же точек, но уже при чтении.

4-я стройка: разделите низким штакетником дачный участок на 3 части: а) справа, - таково место в 6-титочии 4, 5 и 6 точек при письме; б) слева...

5-я стройка: постройте на дачном участке справа (а затем и слева): а) козырек над садовым столиком, - такова конфигурация комбинации "П"; б) детскую коляску, - таков образ комбинации "З"; ц) кушетку - топчан, - таково очертание комбинации "Ъ";

д) кресло - качалку, - таков силуэт комбинации “Ы”; и наконец, раскладной стул, - такова форма комбинации "Ь" и т.д.

 

Примечание: для большей наглядности строительство каждого объекта на дачном участке завершается обведением его резино­вым жгутиком-кольцом определенного диаметра.

§ 10 Классная доска с палочками

Поле за горами ра­спахано кругами, и в каждом круге - по кочерге.

(загадка)

 

Фотография доски, висящей на стене, - см. альбом, фотогра­фия № 19 .

Фотография доски, лежащей на парте, - см. альбом, фотография № 20.

Фотография дома для упражнений с доской, - см. альбом, фото­графия № 21.

Упражнения с доской

1-е упражнение: с помощью учебных палочек изобразите на доске 2-х этажный дом.

2-е упражнение: 1. Найдите у дома дымовую трубу; 2. Изо­бразите на доске; а) справа (напишите); б) слева (прочитайте) - ее элементы; П и П оборотное, - таково место в 6-титочии соот­ветственно; 1, 2, 3 и 4; 1, 4, 5 и 6 точек и т.д.

3-е упражнение; а) найдите у дома левый и правый скаты крыши; б) изобразите их элементы: Е и Ё оборотное.

4-е упражнение: а) найдите у крыши дома ее верхний и ниж­ний края; б) изобразите их элементы: Ц и тире.

5-е упражнение: найдите у дома его окна на 1 и 2 этажах и изобразите их элементы.

6-е упражнение: а) найдите у дома его стены и изобразите их элементы: Л и Л оборотное; б) сотрите в них нижние точки.

7-е упражнение: а) найдите, в заключение, у дома фундамент и изобразите его элементы: Щ и двоеточие; б) сотрите в комби­нации "Щ" обе нижние точки и т.д. - так изучаются и повторяю­тся в 6-титочии его основные комбинации.

8-е упражнение: а) изобразите на доске две комбинации "Щ":


6) у одной из них сотрите правую, а у другой - левую точки и т.д. - так изучаются и повторяются в 6-титочии его 1 и 2 про­изводные комбинации.

Примечание: для удобства в упражнениях с классной доской ее шеститочия и строки из них размежевываются с помощью ме­таллических скобочек.

§ 11 Коммуникативный прибор Шестилап шагает да бисер рассыпает.

( загадка )

Фотография прибора для печатания, - см. альбом, фотография № 22.

Фотография прибора для чтения, - см. альбом, фотография № 23.

Упражнения с прибором

1-е упражнение: а) поверните прибор шеститочием к себе;

б) нажмите указательным пальцем правой руки правую централь­ную клавишу; ц) прочитайте левой рукой напечатанную точку № 1

2-е упражнение: нажмите средним пальцем среднюю клавишу и прочитайте точку № 2.

3-е упражнение: нажмите безымянным пальцем крайнюю кла­вишу и прочитайте точку № 3.

4-е упражнение: нажмите все правые клавиши сразу и прочи­тайте комбинацию "П".

5-е упражнение: а) нажмите теперь указательным пальцем л' вой руки левую центральную клавишу; .6) прочитайте правой ру­кой точку № 4 и т.д.

6-е упражнение: нажмите ребром ладони все правые и левые клавиши, а другой рукой прочитайте полное 6-титочие.

7-е упражнение: нажмите поочередно одной рукой, как удоб­но, следующие клавиши: а) центральные; б) средние; ц) крайние, а другой рукой прочитайте горизонтальные 2-точия: Ц, двоеточие и тире.

8-е упражнение: напечатайте и прочитайте на приборе большие и малые диагональные 2-точия: Е, Ё, и т.д.

9-е упражнение: напечатайте и прочитайте комбинации, кроме "Г" , с рамки письменного прибора, - так повторяются в 6-титочии его основные комбинации.

10-е упражнение: а) напечатайте, в завершение, одну из ос­новных комбинаций; б) и, держа клавиши прижатыми, подпечатай­те к ней (и прочитайте) последовательно 3, 3 и 6, 6 точки и т.д. - так повторяются в 6-титочии его производные комбинации.

Примечание.

1. В упражнениях с коммуникативным прибором: а) педагог печатает комбинацию, а учащийся, изучив с консультацией, читает ее вслух; б) учащийся печатает, а педагог, читая, проверяет его.

2. Сильный и слабый учащиеся тренируются обоюдно на одном или двух приборах, повернутых клавиатурами в противоположные стороны и т.д.

 

§ 12 Лягушка-путешественница

У 4-х сестриц - 15 косиц, а у КЗ - 63

(считалка)

 

Фотография лягушки для изучения 4- точия, - см. альбом, фо­тография № 24.

Фотография лягушки для изучения 6-титочия,- см. альбом, фо­тография № 25.

Упражнения с лягушкой

1-е упражнение: установите парные кубики: а) с лунками (на­пишите) справа, а со шпеньками (прочитайте) - слева; б) граня­ми без маркировки - вверх.

2-е упражнение: а) сформируйте на кубиках 1-ые точки 6-ти­точия; б) добавьте к ним последовательно (2, 2 и 5, 5) сред­ние точки 6-титочия,- получатся следующие комбинации: А, Б, Х и Е.

3-е упражнение: сформируйте теперь верхние точки 6-титочия и добавьте к ним средние, получая следующие комбинации; Ц, Ф, Г и Д.

4-е упражнение: и в завершение, сформируйте на кубиках 4-ые точки, добавляя к ним то же самое, - получатся следующие комбинации: 4-я точка. И, Ж и 4, 5 точки; так изучаются в 6-титочии его основные комбинации.

5-е упражнение: 1. Положите лягушку вертикально для упражнений с 6-ю лягушатами-палочками без шапочек; 2. Наденьте на верхних и средних лягушат шапочки для упражнений по: а) пись­му с вогнутым верхом; б) чтению - выпуклым верхом.

6-е упражнение: с помощью шапочек изобразите на лягуша­тах комбинации с рамки письменного прибора, - так повторяются в 6-титочии его основные комбинации.

7-е упражнение: и последнее, повторяя какую-либо основную комбинацию, добавьте к ней последовательно (3, 3 и 6, б) ниж­них лягушат, но уже в плоских шапочках и т.д. - так изучаются и повторяются в 6-титочии его производные комбинации.

Примечание. Для удобства в упражнениях с производными комбинациями учебные палочки внизу шеститочия делаются съем­ными.

§ 13 Матрешка-трешка Марат скосил луга квадрат и на каждой стороне поста­вил по копне .

/ загадка/

 

Фотография матрешки для повторения основных комбинаций, - см. альбом, фотография № 26.

Фотография матрешки для повторения производных комбинаций, см. альбом, фотография № 27.

Упражнения с матрешкой

1-е упражнение: а) поверните большой квадрат без стрелки комбинацией "А" от себя; б) поворачивая каждый раз квадрат на 90 град., повторите на его сторонах основные комбинации груп­пы "А": А, Ц, Д и Е.

2-е упражнение: повторите теперь на другом квадрате основ­ные комбинации группы "Б": Б, Ф, Г и X.

3-упражнение: и последнее, повторите на 3-м квадрате основ­ные комбинации группы "запятой": запятая, И, Ж и двоеточие.

4-е упражнение: а) повторяя, например, комбинацию "А", опу­стите в нишу на большом квадрате маленький квадратик с марки­ровкой "3" и стрелкой, направленной вверх; б) повторите на ма­трешке комбинацию "А" с 3-й точкой.

5-е упражнение: поворачивая квадратик вместе со стрелкой на 90 град., повторите основную комбинацию с 6-той точкой.

6-е упражнение: и в завершение, направив учебную стрелку вниз, повторите ту же самую комбинацию с обеими нижними точ­ками 6-титочия и т.д. - так повторяются 1, 2 и 3 , производные комбинации.

§ 14 МОЗАИКА - БАЗИЛИКА

Старший брат богат, а 3 и 6 на паперти стоят. ( считалка)

 

Фотография мозаики для упражнений с основными комбинация­ми, см. альбом, фотография № 28.

Фотография мозаики для упражнений с производными комбина­циями, - см. альбом, фотография № 29.

Упражнения с мозаикой

1-е упражнение: постройте в больших ячейках мозаики квадра­ты "Г": а) справа (напишите) с вершинами из лунок; б) слева (прочитайте) - со шпеньками, - таково место в 6-титочии 1, 2, 4 и 5 точек.

2-е упражнение: постройте в ячейках стороны этих квадратов:

а) боковые: Б и Б оборотное; б) верхнюю - Ц; ц) и нижнюю - двоеточие.

3-е упражнение: постройте в ячейках следующие углы квадра­тов: а) -верхние: Ф и Д; б) нижние: Х и Ж.

4-е упражнение; постройте правую и левую диагонали квадра­тов: Е и И, - так изучаются и повторяются в 6-титочии его ос­новные комбинации с рамки письменного прибора.

5-е упражнение: постройте в малых крайних ячейках мозаики малые квадратики: а) справа с лункой; б) слева - со шпеньком, таково место в 6-титочии его 3-й точки.

6-е упражнение: постройте теперь квадратики в средних ячейках, - таково место в 6-титочии его 6-й точки.

7-е упражнение: а) и последнее, постройте, повторяя, в большой ячейке мозаики, например, одну из диагоналей квад­рата; б) и в завершение, добавьте к ней последовательно 3, 3 и б, б квадратики и т.д. - так изучаются и повторяются в 6-титочии его производные комбинации.

Примечание: в упражнениях с буквами, знаками и цифра­ми несколько мозаик - базилик могут состыковываться по го­ризонтали.

 


§15 Наборная касса

В ячейках трала камбала застряла. (загадка)

 


Фотография кассы для изучения точек 6-титочия, - альбом, фотография № 30.

Фотография" кассы для изучения точечных комбинаций, см. альбом, фотография № 31.

 

Упражнения с кассой

1-е упражнение: а) найдите правый верхний угол кассы;

б) опустите грифель поочередно в три крайние ячейки, - тако­во место в 6-титочии при письме 1, 2 и 3 точек.

2-е упражнение: а) найдите теперь у кассы левый верхний угол; б) заполните три крайние ячейки "шарами", - таково место в 6-титочии тех же точек, но уже при чтении.

3-е упражнение: напишите и прочитайте в угловых шеститочиях 4, 5 и б точки.

4-е упражнение: напишите и прочитайте там же следуют точки 6-титочия; а) верхние; б) средние; ц) и нижние.

5-е упражнение: напишите и прочитайте точки, расположенные на: а) сторонах прямого угла: П, У и т.д. б) ломаной линии: О, С, Т и т.д.

6-е упражнение: напишите и прочитайте, например, укрупненную комбинацию "М"; б) переходя указательными пальцами из ячейки в ячейку по алфавиту, найдите ту же самую комбинацию, о уже в стандартном 6-титочии.

7-е упражнение; а) поставьте две найденные литеры "М" а учебную строку: тисненую - справа, а рельефную - слева;

б) напишите (прочитайте грифелем) правую комбинацию; ц) и прочитайте руками левую и т.д.

8-е упражнение: а) опускаясь по каждой вертикали кассы, найдите литеры с комбинациями, изображенными на рамке письменного прибора; б) изучите их на учебной строке, - так повторяются в 6-титочии его основные комбинации.

9-е упражнение: а) оставьте на учебной строке одну из основных комбинаций; б) и в завершение, поставьте рядом с ней три подобные, но дополнительные соответственно 3, 3 и 6, 6 точками ; например; А, К, У и Ё; ц) изучите эти комбинации т.д. - так повторяются в 6-титочии его производные комбинации.

Примечание: в упражнениях на учебной строке наборной кассы для обозначения интервала между смежными комбинациями ставится чистая литера.

§ 16 Огород с закромами

Огород посади, - да урожай

бди !

(пословица)

 

Фотография огорода для упражнений по письму, - см. альбом, фотография № 32.

Фотография закромов для упражнений по чтению, - см. альбом, фотография № 33.

 

Упражнения с овощами

1-е упражнение: а) поставьте огород справа; б) закрома – слева.

2- e упражнение: а) посадите картофель на правой верхней грядке (напишите); б) соберите урожай в левый верхний за­кром (прочитайте), - таково место в 6-титочии 1-й точки.

3-е упражнение: посадите лук на правой средней грядке и соберите урожай в левый средний закром, - таково место в 6-титочии 2-й точки.

4-е упражнение: посадите морковь на правой нижней гряд­ке и соберите урожай в левый нижний закром, - таково место в 6-титочии 3-й точки.

5-е упражнение: посадите огурцы на верхней левой грядке и соберите урожай в правый верхний закром, - таково место в 6-титочии 4-й точки.

6-е упражнение: и последнее, посадите на 5-й грядке по­мидоры, а на 6-й - чеснок и т.д.

7-е упражнение: с помощью овощей изобразите на верхних и средних грядках и закромах комбинации с рамки письменного прибора, - так изучаются и повторяются в 6-титочии его основные комбинации.

8-е упражнение: и в завершение, посадите (и соберите урожай) одновременно, например, картофель и: а) морковь, - здесь комплектуется комбинация "К"; б) чеснок, - тут состав­ляется комбинация "Ё"; ц) морковь и чеснок, - это формиру­ется комбинация "У" и т.д. - так изучаются и повторяются в 6-титочии его производные комбинации.

Примечание: в упражнениях с овощами используется гру­зовик - игрушка с 6-ю ячейками в кузове, на котором весной подвозится посадочный материал, осенью увозится собранный урожай.

 

§ 17 Прибор прямого чтения И заботы не знаю: без

бумаги пишу и читаю.

(загадка)

 

Фотография, прибора для письма правой рукой, - см. альбом, фотография № 34.

Фотография прибора для чтения правой рукой, - см. альбом фотография № 35. Ф отография ветряной мельницы для упражнений с прибором, - см. альбом, фотография № 36.

Упражнения с прибором

1-е упражнение. С помощью точек изобразите (напишите) на приборе ветряную мельницу.

2-е упражнение, а) изобразите на приборе элементы, подъездной дороги: А, Б, Ц, Д, Е, Ф, и т.д. б) прочитайте их грифелем и руками, называя номер и место каждой точки в 6-титочии, - так изучаются и повторяются основные комбинации с рамки письменного прибора.

3-е упражнение: 1. изобразите на приборе элементы крыльев ветряной мельницы: Ё и Ё оборотное; 2. назовите: а) них номер и место нижних точек; б) их компоненты, например, Ё=А+6-я точка и -т.д. - так изучаются и повторяются в 6-титочии его производные комбинации.

4-е упражнение: изучите на приборе следующие элементы:

а) крыши над 1 и 2 этажами ветряной мельницы: Ц, С и Ш; б) обоих коньков крыши над 1-м этажом: П и П оборотное; ц) стен: Л и Л оборотное; д) основания стен: Б, Б оборотное с обеими нижними точками 6-титочия; е) полов на верхнем и нижнем этажах: Ц и тире; ф) и последнее, закромов по обеим сторонам мельницы - нижнее Г и т. д. - так изучаются и повторяются в 6-титочии его основные и производные комбинации.

Примечание:

1. При наличии большого учебного текста несколько приборов прямого чтения могут состыковываться по вертикали;

2. В упражнениях одна рука с грифелем пишет, а другая читает каждую выступающую точку и комбинацию в целом;

3. Точки в прочитанной руками комбинации стираются, вдавливаясь: а) ногтем читающего пальца; б) стержнем гри­феля в качестве тренировки по устранению перекола; ц) и в завершение, головкой грифеля при наличии текста в несколь­ко строк.

 

§ 18 Разборная азбука по Брайлю.

 

Божьи коровки в ряд собрались на парад. (загадка)

 

Фотография азбуки для упражнений по письму, - см. аль­бом, фотография № 37.

Фотография азбуки для упражнений по чтению, - см. аль­бом, фотография № 38.

Фотография цветочных клумб для упражнений с азбукой, - см. альбом, фотография № 39.

Упражнения с азбукой

1-е упражнение: 1. С помощью учебных палочек со шляп­ками изобразите на азбуке элементы пешеходной дорожки, ве­дущей к цветочным клумбам: Г и Г нижнее; 2. Назовите то­чечный состав в: а) верхнем Г: 1, 2, 4 и 5; б) нижнем Г: 2, 3, 5 и 6.

2-е упражнение: 1. Изобразите на азбуке следующие цве­точные клумбы: а) овальную; б) прямоугольную; ц) и трапе­циевидную. Назовите точечный состав образующих их комби­наций.

3-е упражнение: изобразите на азбуке (напишите справа и прочитайте слева) и изучите 1-ю и последнюю комбинации в следующих цветочных клумбах: а) трапециевидной; б) и овальной.

4-е упражнение: 1. Изобразите теперь на азбуке 1-ю комбинацию в прямоугольной клумбе - "И"; 2. Сотрите в ней с последующим восстановлением: а) 3-ю; б) 6-ю и т.д. -так изучаются в 6-титочии его 1 и 2 производные комбинации.

5-е упражнение: а) изобразите на азбуке средний элемент всех цветочных клумбах - "Щ"; б) сотрите в нем обе нижние точки и т.д. - так изучаются в 6-титочии его основные комбинации.

6-е упражнение: а) и в завершение, изобразите на азбуке комбинации с рамки письменного прибора; б) добавьте каждой из них по 3-й точке; д) переставьте затем ее в 6-ю ячейку и т.д. - так повторяются в 6-титочии его основные производные комбинации.

Примечание: при наличии большого учебного текста, например, для повторения, несколько разборных азбук по Брайлю могут состыковываться по вертикали и по горизонтали.

 

§ 19 Разборное шеститочие Чтобы узнать, надо игруш­ку разобрать. (пословица)

Фотография разобранного шеститочия для упражнений по письму с производными комбинациями, - см. альбом, фотография No 40.

Фотография собранного шеститочия для упражнений по чтению, - см. альбом, фотография № 41.

Фотография разобранного четырехточия для упражнений основными комбинациями, - см. альбом, фотография № 42.

 

Упражнения с наглядным пособием

1-е упражнение: а) поставьте собранное пособие шеститочием к себе; б) отведите в сторону (напишите) правый верхний кубик с лункой, - так определяется место в 6-тито-а его 1-й точки.

2-е упражнение: отведите в ту же сторону следующие кубики: а) средний; б) и нижний, - так определяется место 3-титбчии соответственно 2 и 3 точек.

3-е упражнение: отведите теперь в сторону левый верхний кубик, - так определяется место в 6-титочии его 4-й точки и т. д.

4-е упражнение: образуйте на пособии вертикальные 2-точия: а) малые: Б, Б оборотное; б) большие: К, К оборотное.

5-е упражнение: скомплектуйте следующие 3-точия:

а) треугольное: О и Э; б) угловое: Д, М, С, и т.д.

6-е упражнение: составьте некоторые 4-точия : а) квад­ратное - Г; б) трапециевидное - Н; ц) угловое - П; д) тре­угольное - Р; е) ромбовидное - Т; ф) прямоугольное - Щ и т.д.

7-е упражнение; сформируйте разной формы 5-титочия;

а) трапециевидное - Ч; б) прямоугольное - И и т.д.

8-е упражнение: а) поверните затем пособие разобранным четырехточием к себе; б) напишите на нем комбинации с рамки письменного прибора, - так повторяются в 6-титочии его основ­ные комбинации.

9-е упражнение: а) напишите на разобранном шеститочии одну из основных комбинаций; б) и в завершение, добавьте к ней последовательно 3, 3 и 6, 6 кубики и .д. - так повторяются в 6-титочии его произвольные комбинации.

Примечание: в упражнениях по чтению на разборном шеститочии его кубики лунками поворачиваются вниз.

 

 

§ 20 Рамка - панорамка

Добавишь снежинку и рябинку, сразу изменишь картинку. (загадка)

 

Фотография рамки без вкладыша, - см. альбом, фотогра­фия № 43.

Фотография рамки с вкладышем, - см. альбом, фотогра­фия № 44.

Упражнения с рамкой .

1-е упражнение: а) положите рамку без вкладыша гори­зонтально; б) повторите основные комбинации на верху рам­ки.

2-е упражнение: а) вставьте в рамку вкладыш, повернутый маркировкой "3" вверх; б) повторите производные комбинации 3-й точкой.

3-е упражнение: переверните теперь вставленный вкладыш боковую сторону и повторите комбинации с 6-й точкой.

4-е упражнение: и в завершение, переверните вкладыш через верхнюю сторону и повторите комбинации с обеими точками, - так повторяются в 6-титочии его основные и производные комбинации.

 

§ 21 Раскладушка с подушкой.

Азбука-раскладушка - в учебе подружка . (поговорка)

 

Фотография сложенной раскладушки, - см. альбом, фотография № 45.

Фотография разложенной раскладушки, - см. альбом, фотография № 46.

Упражнения с раскладушкой

1-е упражнение: а) поставьте сложенную раскладушку горизонтально; б) достаньте из-под ее ложа подножку и разведите в стороны высокие бортики.

2-е упражнение: повторите на подушке раскладушки основные комбинации.

3-е упражнение: а) опустите на ложе бортик с маркировкой «3»; б) повторите производные комбинации с 3-й точкой.

4-е упражнение: опустите теперь на ложе бортик с маркировкой "6" ; и повторите комбинации с 6-й точкой.

5-е упражнение: и в итоге, опустите на ложе подножку раскладушки и повторите комбинации с обеими точками, - так повторяются в 6-титочии его основные и производные комбинации.

§ 22 Рельефно – точечный шрифт (таблица) Брайля для незрячих

Скатерть – самобранка – к четырем блюдам приманка (загадка)

 

Фотография таблицы с тисненным шрифтом для упражнений по письму, - см. альбом, фотография № 47.

Фотография таблицы для упражнений по чтению, - см. альбом, фотография № 48.

Упражнения с таблицей

1-е упражнение: а) найдите в укрупненном 6-титочии над буквой " Q ." 1-ю точку; б) прочитайте эту точку руками с обеих сторон таблицы.

2-е упражнение: а) прочитайте найденную точку руками в прямоугольной рамке около буквы "А" ПШ и рядом, в стандартном 6-титочии; б) напишите (прочитайте грифелем) ту же самую точку в стандартном шеститочии и т.д.

3-е упражнение: а) найдите теперь в укрупненном 6-ти­точии 1 и 2 точки; б) изучите эту комбинацию в рамке бук­вы "Б" и рядом.

4-е упражнение: а) найдите в укрупненном 6-титочии 1, 2 и 3 точки; б) изучите эту комбинацию в рамке буквы "П" и рядом.

5-е упражнение: и напоследок, изучите на таблице следующие комбинации: П, Ч, И, Р, Ъ и т.д.

6-е упражнение: 1) найдите комбинации без нижних точек 6-титочия в алфавитах: а) укрупненном многострочечном;

стандартном однострочечном, ниже Ь; 2) изучите эти комбинации в порядке, обозначенном на рамке письменного прибора -так повторяются в 6-титочии его основные комбинации.

7-е упражнение: а) и в итоге, найдите в обоих алфави­тах, например, комбинацию "А"; б) найдите там же комбинации: Ё, К и У; ц) изучая, назовите их компоненты, а именно К=А+3-я, У=А+Э-я и 6 точки; - так повторяются в 6-титочии его производные комбинации.

Примечание: в упражнениях с рельефно-точечным шриф­том Брайля для незрячих комбинация ПШ при переводе на РТШ сопоставляется с геометрической фигурой, например:

"А" - это треугольник, построенный на трапеции; "Ъ" - это угол прямоугольника с дугой, построенной на его стороне и т.д.

 

 

§ 23 Стрекоза-егоза

Крыльями трещит, но куб тащит. (загадка)

Фотография стрекозы без кубика, - см. альбом, фотография № 49.

Фотография стрекозы с кубиком, - см. альбом, фотография № 50.

Упражнения со стрекозой

1-е упражнение: а) поставьте стрекозу горизонтально, повернув наклонными перегородками к себе; б) повторите на крыльях стрекозы основные комбинации.

2-е упражнение: а) вставьте, например, в нишу "А" учебный кубик, повернутый маркировкой "З" вверх; б) повторите производную комбинацию с 3-й точкой.

3-е упражнение: повторите теперь комбинацию "А" с i точкой, повернув кубик маркировкой "6" вверх.

4-е упражнение: и в итоге, поверните кубик двойной маркировкой вверх и повторите ту же самую комбинацию, но уже обеими точками, - так повторяются в 6-титочии его основные и производные комбинации.

 

§ 24 Трон с шестью подданными

Королева - на трон, а подданные - вон. (загадка)

Фотография трона без учебной карточки, - см. альбом, Фотография № 51.

Фотография трона с учебной карточкой, - см. альбом, Фотография № 52.

Упражнения с троном

1-е упражнение: установите части трона: а) высокую (пюпитр) справа для упражнений по письму; б) низкую (шеститочие из шпеньков) - слева для чтения.

2-е упражнение: а) слегка прижав, положите на пюпитр, например учебную карточку "А"; б) изучите на ней место в 6-титочии 1-й точки при письме; ц) изучите на шеститочии с приподнявшимся шпеньком место той же точки, но уд при чтении.

3-е упражнение: положите на пюпитр учебную карточку "Ъ" и изучите на троне место в 6-титочии 1 и 2 точек.

4-е упражнение: положите на пюпитр учебную карточку "~Е>" и изучите на троне место в 6-титочии 2, 4, 5 и 6 то­чек и т.д. .

5-е упражнение: положите на пюпитр поочередно учеб­ные карточки с комбинациями, изображенными на рамке письменного прибора, и выполните с ними уже известные упражнения, - так повторяются в 6-титочии его основные комбинации.

6-е упражнение; а) оставьте на пюпитре учебную кар­точку "А"; б) не давая опуститься 1-му шпеньку, замен! те ее карточкой "К", - к 1-му добавится 3-й шпенёк;

ц) положите теперь карточку "Е",- к 1-му добавится 6-й шпенек; д) и, наконец, положите на пюпитр карточку "У", - к 1-му шпеньку добавятся сразу и 3, и 6 и т.д., - так повторяются в 6-титочии его производные комбинации.

Примечание: упражнения с производными комбинациями удобно выполнять на 4-х состыкованных по вертикали тропах, чьи учебные карточки фиксируются с помощью резиновых уголков.

 

§ 25 Часы с шеститочием

По кругу летает, - в двух местах сразу бывает. (загадка)

 

Фотография часов без стрелок, - см. альбом, фотография № 53.

Фотография часов со стрелками и ключиком для завода, см. альбом, фотография № 54.

Упражнения с часами

1-е упражнение: а) наденьте на часовую ось стрелку (согнутый конец) с маркировкой " I ": б) поставьте стрелку на ч ac ,- конец ее укажет место в 6-титочии 1-й точки при письме.

2-е упражнение: наденьте затем на ось другую стрелку (прямой конец) с той же маркировкой, - конец ее укажет место в 6-титочии той же самой точки, но уже при чтении.

3-е упражнение: наденьте потом на ось две стрелки с маркировкой "1" и изучите место в 6-титочии 2-й точки.

4-е упражнение: наденьте теперь на ось две стрелки с маркировкой "3" и изучите место в 6-титочии 3-й точки и

5-е упражнение: с помощью двух пар стрелок изучите на часах основные комбинации с рамки письменного прибора.

6-е упражнение: а.) покажите на часах одну из основных комбинаций; б) вставьте ключик для завода в отверстие и изучите производную комбинацию с 3-й точкой; ц) и в итоге, переставьте ключик в отверстие № 6 и изучите комбинацию с 6-й точкой и т.д. - так изучаются и повторяются в 6-титочии его основные и производные комбинации.

Примечание: в упражнениях с производными комбинациями на часах с шеститочием удобно пользоваться не одним , а двумя ключиками для завода.

 

§26 Шагалка - считалка

С горы кувырком - да в ал­фавит прямиком. (загадка)

Фотография шагалки без учебной карточки, - см. альбом, фотография № 55.

Фотография шагалки с учебной карточкой, - см. альбом, фотография № 56.

Упражнения с шагалкой

1. Повторение основных и производных комбинаций:

1-е упражнение: повторите на учебной карточке основные комбинации.

2-е упражнение: а) поставьте изученную карточку на шагалку; б) сделайте ручками валика несколько шагов по направлению к себе, пока грань с маркировкой "3" не ока­жется сверху; ц) и затем повторите на шагалке производны комбинации с 3-й точкой.

3-е упражнение: повторите теперь комбинации с 6-й точкой, повернув ручки валика с маркировкой " G " вверх.

4-е упражнение: поверните ручки валика с маркиров­кой "3 и 6" вверх и т. д - так повторяются в 6-титочии его основные и производные комбинации.

 

II . Считалка - в учебе помогалка

1-е упражнение: повторите на считалке основную комби­нацию.

1-я точка - (а) строчка;

1 и 2 точка - (а)стра и (б)елочка;

1 и 4 точка - (а)стра и (ц)епочка;

1,4 и 5 точка - (а)стра, эльф и (д)юймовочка;

1 и 5 точка - (е)меля и (а)строчка;

1,2 и 4 точка - (ф)лажок и (б)елочка;

1,2,4 и 5 точка - два (г)риба и (б)елочка;

1,2 и 5 точка - (б)елка и (х)охлаточка;

2-я точка - малиночка;

2 и 4 точка - малинка да (и)дочка;

и, наконец, 2,4 и 5 точка - малинка, тема да (ж)учка и т.д.

 

2-е упражнение: повторите на считалке основную комби­нацию с 3-й точкой!

(а)стра и точка - болото и (к)очка;

(б)елка и точка - дупло и (л)ипочка;

( ц)епь и точка - (м) олоток и проволочка;

(д)юймовочка и точка - (н)ора и ласточка;

(е)меля и точка - лукавство и (о)болонка;

(ф)лажок и точка - распустившаяся (п)очка;

(г)риб и точка - мухомора шляпо(ч)ка;

(х)охлатка и точка - (р)ябая курочка;

(и)да и точка - письма (с)трочка;

(ж)учка и точка -(т)еплая конурочка и т.д.

 

3-е упражнение: повторите на считалке основную ком-нацию с 6-й точкой.

(а)стра и точка - новогодняя (ё)лочка;

(е)меля и точка - с кисточкой (ш)апочка;

(ф)лажок и точка - красна(я) звездочка;

(х)охлатка и точка - с метким кл(ю)вом квочка;

(и) да и точка - (э)то с веснушками девочка;

и последнее, (ж)учка и точка - для старухи (в)оротник и

муфточка и т.д.

 

4-е упражнение: повторите на считалке основную ком-нацию с 3-й и 6-й точками.

(а)стра с точками - (у)тро с облачками;

(ц) епь с точками - (щ)ит пред вратами;

(е)меля с точками - (з) ербино с дровами;

(ф)лажок с точками - ма( и) с плясками;

(х)охлатка с точками - об(ъ)ект с цыплятками;

(и)да с точками - (ы)кагирка с бантиками;

( ж)учка с точками - руж(ь)ё с коготками и т.д.

 

Примечание:

1. Содержание каждой расшифрованной считалки сразу отображается, например, на: классной доске с палочками, приборе прямого чтения и т.п.

2. При повторении удобно использовать одновременно четыре считалки, например, а) астрочка; б) астра с 3-й точкой; ц) астра с 6-й точкой; д) астра с обеими точками и т. д.

 

§ 27 Шеститор-мотор

Три круга да лапки собрали ягодки в охапки. (загадка)

Фотография шеститора для упражнений по письму, - см. альбом, фотография № 57.

Фотография шеститора для упражнений по чтению, - см. альбом, фотография № 58.

 

Упражнения с шеститором

1-е упражнение: изучите сначала на учебной карточке "А" тисненого шрифта (напишите) место в 6-титочии 1-й точки.

2-е упражнение: затем изучите на карточке "Б" место в 6-титочии 1 и 2 точек.

3-е упражнение: после изучите на карточке "Ф" место в 6-титочии 1, 2 и 4 точек.

4-е упражнение: потом изучите на карточке "Г" место в 6-титочии 1, 2, 4 и 5 точек и т.д.

5-е упражнение: теперь изучите на нескольких карточ­ках комбинации с рамки письменного прибора, - так повторя­ются в 6-титочии его основные комбинации.

6-е упражнение: а) положите на шеститор карточку с одной из основных комбинаций; б) нажмите правую клавишу с маркировкой "З",- к комбинации добавится 3-я точка;

ц) изучите в 6-титочии 1-ю производную комбинацию.

7-е упражнение: не снимая прежней карточки, нажмите левую клавишу с маркировкой "б"' и изучите 2-ю производ­ную комбинацию.

8-е упражнение: и в итоге, нажмите переднюю клавишу при той же самой учебной карточке и изучите 3-ю производ­ную комбинацию с обеими этими точками и т.д. - так изуча­ются и повторяются в 6-титочии его производные комбинации.

Примечание: для упражнений по чтению правая и левая лапки на клавишах шеститора - мотора переворачиваются, ме­няя тем самым маркировку свою на противоположную.


§ 28 Смотри – повтори!

 

Знаешь, пока повторяешь. (пословица)

 

Задание на повторение:

1. Отгадайте загадку про комбинацию;

2. Напишите комбинацию на письменном приборе;

3. Напечатайте комбинацию на пишущей машинке;

4. Прочитайте комбинацию в учебной карточке!

1. Загадку отгадаешь, - комбинацию узнаешь!

а.) загадки по теме - "шестилистник" при письме (точ­ки 6-титочия): 1. Пляшет МУХА налегке в правом верхнем уголке; 2. На соломенной перинке спит ХРЮША справа в се­рединке; 3. Прячет СКАЛОЧКУ Лулу справа в нижнем углу; 4. Закатился КОЛОБОК в левый верхний уголок; 5. Сидит ЗАИНЬКА на льдине с краю, слева, в середине; 6. Тащит крот к зиме ЛИСТОЧЕК в левый нижний уголочек и т.д.

б) к шеститочке при чтении - мое почтение! 1. Забил 1-й ШАР сынок в левый верхний уголок; 4. Прикатил АРБУЗ сурок в правый верхний уголок; 2. Слева в серединке - КОТ в сапожках на картинке; 5. А справа в серединке сидит КОШ­КА в пелеринке; 3. МЯЧ Фрол забил в левый нижний угол;

6. Посадил дядя ЦВЕТОЧЕК в правый нижний уголочек.

ц) клавиатура у шеститура:

1 и 4. Двое в ЦЕНТРЕ не спят да указками стучат; 2 и 5. Двое в СЕРЕДИНЕ поют да в хороводе идут; 3 и 6. Двое по КРАЯМ клюют, - их безымянными зовут.

д) А, Б, Ц, Д, Е, Ф, Г, X, И, Ж (основные комбинации):

1. КРАСНЕЕТ при долине, да зимует в корзине; 2. Из двух шаров милашка— КУКЛА-НЕВАЛЯШКА; 3. Два шара на ось нацель, - и получится ГАНТЕЛЬ; 4. Поставили Сеньку на 4-ю СТУПЕНЬКУ; 5. Два шара катились с БУГРА; 6. ТРЕУГОЛ­КУ набекрень носил Яша в красный день; 7. 4 -ре дитяти спря­тались в КВАДРАТЕ; 8. Надевают кошки по утрам на ножки;

9. Наклонилась ГОРА,- катиться пора; 10. На балу из хруста­ля танцевали "тра-ля-ля" и т.д.

е) К, Л, М, Н, О, П,Ч, Р, С, Т, (основные комбинации с 3-й точкой) : 1. Разноцветных два ШАРА выпускала в небо Мара; 2. Подарил Кириллу гость из кизила ТРОСТЬ; 3. Дом увидали, - жми на педали! ; 4. Дождь начинается»- КУПОЛ раскрывается; 5. ТРЕУГОЛЬНИК письмеца - весточка от бойца;

6. В камине угли ворошит да звенит; 7. По ветру развевает­ся, - на парад собирается; 8. В тесной КАМОРКЕ живет да от Вольки волю ждет; 9. Ловкая ДУЖКА " в хоккей игрушка;

10. Шпаклёвки пирог разгладит НОСОРОГ.

ф) Ё, Ш, Я, Ю, Э, В (основные комбинации с 6-й точ­кой): 1. МАЯТНИК качается, - временно смещается; 2. По­могает лыко нести да лапти плести; 3. Едет ОМ а в люль­ке - гном; 4. Грядке кивает, - да картофель окучивает; 5. Петушок на зов бежит, - на плече ДУГА блестит; 6. Шел­ковый КОНУС опустил на Марсе груз; 7. Кудри взбивает да головку украшает; 8. Сыплет песок то в ведро, то в ку­зовок; 9. Ночью горит, - к себе бабочек манит; 10. На скатерти сияет да пары пускает.

г) У, Щ, 3, И, Ъ, Ы, Ь (основные комбинации с обеи­ми точками): 1. Не идет и не летит, а на трех КОНЬКАХ скользит; 2. Осенью в НЕМ - помидор, а зимой - ноги убор; 3. Я - за нос, - и он возьмется; я смеюсь, и он смеется;

4. Рогата и ловка, - ловит вещь без наплавка; 5. Идет мама, впереди плывет панама; 6. Стоит жираф, похожий на ШКАФ; 7. Дуются барды с утра в БИЛЬЯРДЫ; 8. Не диван и не кровать, но зато так сладко спать; 9. Не скамейка, не га­мак, но лежать удобно так; 10. Раскладной и легкий СТУЛ брал в Поход Лукул.

Примечание.

1. Каждая изучаемая комбинация фиксируется на каком-либо наглядном пособии, игровой доске, игрушке и т.п.

2. В упражнениях педагог загадывает, а учащийся, ос­мыслив загадку, ищет подходящую отгадку; 3. В найденной отгадке называются номер и место каждой точки и т.д.

 

11. Точки отправные да комбинации основные:

1. А, Б, запятая - триада основная.

2. 4 и 5 точки дополняют верх к середину строчки.

3. Добавочные точки и основа - неожиданная обнова:

а) А, Ц, Д и Е; б) Б, Ф, Г и X; ц) запятая, и, Ж и двое­точие.

4. Пример недобора с рамки письменного прибора: А, Б, Ц, Д, Е, Ф, Г, Х и И.

5. Для информации - все основные комбинации: А, Б, Ц, Д, Е, Ф, Г, X, И, Ж, 2, 25, 5, 4 и 45.

6. Комбинаций купы разбиваются на группы: а) комби­нации с точкой:

1-й: А, Б, и т.д. 2-й: Б, Ф и т.д. 4-й: Ц, Д и т.д. 5-й: Д Е и т.д. б) комбинации без точки: 1-й: И, Ж и т.д. 2-й: А, Ц и т.д. 4-й: А, Б и т д. 5-й: А, Б и т.д. ц) комбинации с одной точкой: верхней: А, Б, и т.д. средней: Б, Д и т.д. д) комбинации с двумя точками: верхними: Ц, Д и т.д. сред­ними: Г, Х и т.д. е) комбинации из точек: одной: А, 2 и т.д. двух: Б, Ц и т.д. трех: Д, Ф и т.д. четырех: Г. ф) привычные - комбинации симметричные: Д, Ф; Е, И и т.д. г) па­ры воочию образуют 4-хточия: А, Ж; Е, И и т.д. х) у то­чечной комбинации - геометрическая конфигурация: а - вер­шина, б - сторона и т.д. и) предметов букет нажил мой дед: а - калинка; б - матрешка и т.д.

 

111. Комбинации дородные, - но производные:

1. Дополнительные точки заполняют низ строчки: а) 3-я точка; б).6-я точка; ц) конус и рябинка (3-я точка); д) шар и снежинка (6-я точка).

2. Точка добавляется, - комбинация меняется: а) с кону­сом (и. шаром отдельно) : вершина - К; сторона - Л и т.д. б) с рябинкой (и снежинкой отдельно): калинка - К; матрешка - Л и т.д.

3. Ячейки тары разбиваются на пары: А, Ь; К; В; У, Ж, Ё, Т и т.д.

Примечание: повторение точек шеститочия и их комбина­ций выполняется в форме: а) домашнего задания; б) классной работы; ц) диктанта и т.п.

Октябрь 1990

Конец 1-й части

:Главная страничка: :История: :Фонды: :Отдел обслуживания: :Отдел внестационарного обслуживания: :Отдел комплектования и обработки: :Информационно-методический центр: :Услуги: :Творчество наших читателей: :События и праздники: :Полезная и методическая информация:

Hosted by uCoz