Полезная и методическая информация.
Б. Е. Тараканов
ШЕСТИТОЧИЕ В НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ, ИГРАХ И ИГРУШКАХ
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ СЕМЬИ, КРУЖКА, ШКОЛЫ
Часть первая
1-е издание
Издательство «ФОЛИАНТ»
Москва
1991
Наглядно учись да с молитвой трудись!
(пословица)
ЧАСТЬ I
(простое шеститочие)
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
ПО ПИСЬМУ, ЧТЕНИЮ, ПЕЧАТАНИЮ
Примечание: В предлагаемом вниманию уважаемого читателя и соратника – коллеги сборнике упражнений и учебной игротеки изложен рецензированный опыт автора по преподаванию системы Луи Брайля и обобщен материал семинара (февраль – март 1984 г.) для педагогов – брайлистов УПП ВОС и спецшкол Москвы и Подмосковья.
§1 Сопоставление точечной комбинации с каким-либо предметом.
Предметы сравнить, - значит изучить.
(пословица)
1.
Комбинации с виду - по алфавиту;
А — калинка; Б - матрешка; В - самовар; Г - цветок; Д - косынка; Е - ложка; Е - скакалка; Ж - туфелька; 3 - коляска; И - половник; И - шкаф; К - кегля; Л - бусы; М - велосипед; Н - зонт; О - прожектор; П - кочерга; |
Р - кувшин;
С - клюшка;
Т - мастерок;
У - рулетка;
Ф - треуголка;
Х - башмачок;
Ц - очки;
Ч - зеркало с ручкой;
Ш - коса;
Щ - трюмо;
Ъ - кушетка;
Ы - кресло;
Ь - стул;
Э - фонарь;
Ю - совок;
Я - парашют и т.д.
П
По алфавиту у фигур - геометрический контур:
Л - сторона; М - угол; Н - трапеция; О — треугольник |
А - вершина; Б - сторона; В - треугольник (правый с 2 средними точками); |
Г - квадрат (верхний); Д - угол; Е - диагональ; Е - диагональ; Ж - угол; 3 - трапеция (левая с верхним острым углом); И - диагональ; И - прямоугольник; К - сторона; Щ - прямоугольник; Ъ - трапеция; Ы - трапеция; Ь - трапеция; |
П - угол; Р - треугольник; С - угол; Т - ромб; У - угол; Ф - угол; Х - угол; Ц - сторона; Ч - трапеция; Ш - угол; Э – треугольник; Ю - ромб; Я - трапеция и т. д. |
Ш
По таблицам - прочие разноточия:
2-я точка - малинка и вершина;
2 и 5 точки - бинокль и сторона;
5-я точка - дождинка и вершина;
4- я точка — градинка и вершина;
4 и 5 точки - снеговик и сторона;
3-я точка - рябинка и конус;
3 и 4 точки - эспандер и диагональ;
3, 4 и 5 точки - кочедык и угол;
3 и 6 точки - фары и сторона;
1, 2, 3 и 6 точки - валенок и угол;
1, 3, 4, 5 и 6 точки - вешалка и прямоугольник
1-6 точки - бильярд и прямоугольник;
3, 4 и 6 точки - самокат и угол;
3, 4, 5 и 6 точки - сапог и угол;
6-я точка - снежинка и шар;
1,2 и 6 точки - сапожный нож и угол;
3,4 и 6 точки - мотоцикл и угол;
1,4,5 и 6 точки - мотыга и угол;
1, 2, 4, 5 и 6 точки - расческа с ручкой и трапеция;
4 и 6 точки - кий и сторона;
4, 5 и 6 точки - цепочка и сторона и т.д.
Общее примечание
1. В учебных играх и упражнениях с наглядными пособиями учащийся запоминает форму точечной комбинации, ее положение письме и чтении, а также - место и номер каждой точки.
2. Комбинация, изученная с консультацией, копируется учащимся самостоятельно на: а/игральной доске по окончании партии ; б/одноименном наглядном пособии.
3. Сильный и слабый учащиеся тренируются обоюдно на одном наглядном пособии или в общей учебной игре и т.д.
§ 2. Учебные карточки и таблицы
Обучай логично, - выведешь отлично !
(пословица)
Усвоенная на наглядном пособии или учебной игре точечная комбинация в зависимости от контингента печатается на пишущей машинке, пишется на письменном приборе и читается грифелем и сами в учебной карточке. Учебная карточка составляется из двойника бумаги для письма и двух листов - для печатания;
1-я страница заполняется в классе, а 2-я, по ее образцу, - самостоятельно дома. Чтобы письмо было легким, грифель периодически затачивается: стержень и шарик (последний почти касаясь пальника) с легким нажимом движутся, вращаясь, до шестидесяти раз... Заполненная учебная карточка читается синхронно; указательные пальцы читают комбинацию за комбинацией, взаимно помогая и друг друга страхуя; вместе дочитывают строку, возвращаются и опускаются ниже и т.д. Через несколько занятий учащийся знакомится с эстафетным чтением; синхронно читается приблизительно до середины лишь верхняя строка учебной карточки, а дальше правая рука уже одна дочитывает строку; левая за это время успевает возвратиться и опуститься ниже; пока же правая опускается в Конце на ту же строку и движется к месту передачи эстафеты, левая успевает прочитать свою часть и т.д.
В период изучения точек 6-титочия и их комбинаций, но особенно при текущем и итоговом повторении, удобно пользоваться следующими учебными таблицами: а) основная, - см. альбом, фотография № 1; б) с горизонталями (см. альбом, фотография № 2) для учащихся с хорошей памятью; ц) с вертикалями (см. альбом, фотография № 3) для учащихся средней группы; и) и, наконец, таблица с уголками (см. альбом, фотография № 4) для учащихся с плохой памятью.
Приведенные ниже наглядные пособия и учебные игры имеют различную степень доступности и наглядности, например, учащиеся с осязанием: а) хорошим - занимаются на стандартном 6-ти-точии; б) плохим - занимаются на укрупненном 6-титочии; ц) и в заключение, учащиеся средней группы занимаются, но уже в обратной последовательности, на обоих этих 6-титочиях и т.д.
Примечание: по усвоении 6-титочия изучаются по "букварю" буквы, знаки и цифры, 1-е знакомство, с которыми удобно проводить на выбранном ранее наглядном средстве.
§ 3 Азбука – кубик Сцена вращается, - новые
маски появляются.
( загадка )
Фотография кубика сверху и снизу, - см. альбом, фотография № 5.
Фотография кубика слева и справа, - см. альбом, фотография № 6.
Упражнения с кубиком
1-е упражнение: а) поверните кубик выпуклой точкой оси от себя; б) положите подушечки больших пальцев на грань безрельефных точек, составленную из трех платформ.
2-е упражнение: сформируйте на кубике какую-либо комбинацию и, положив его на стол, изучите ее указательными пальцами.
3-е упражнение: а) поверните дальнюю платформу на 90 градусов влево; б) изучите полученную комбинацию, - таково место в 6-титочии 1-й точки при письме.
4-е упражнение: поверните ту же платформу вправо и изучите полученную комбинацию, - таково место в 6-титочии той же точки, но уже при чтении и т.д.
5-е упражнение: поверните в противоположные стороны следующие платформы кубика: а) дальнюю и среднюю; б) дальнюю и ближнюю; н) среднюю и ближнюю, - так формируются диагональные 2-точия: е, ё и т.д.
6-е упражнение: а) поверните дальнюю платформу на 180 градусов; б) изучите полученную комбинацию, - так формируются горизонтальные 2-точия.
7-е упражнение: а) сформируйте квадратное 4-точие "г"', б) сотрите в нем последовательно одну точку; ц) изучите полученные угловые 3-точия: ж, д, и т.д.
8-е упражнение: а) поверните кубик целиком на 180 градусов; б) сотрите последовательно в полном 6-титочии одну точку;
ц) изучите полученные прямоугольные и трапециевидные 5-тито-чия: ь, игрек и т.д.
9-е упражнение: сформируйте и изучите на кубике комбинации с рамки 18-ти строчечного письменного прибора, - так повторяются в 6-титочии его основные комбинации.
10-е упражнение: а) сформируйте на кубике одну из основных комбинаций; б) трижды поворачивая кубик целиком, изучите каждую его грань отдельно и попарно противоположные и т.д. - так повторяются в 6-титочии его производные комбинации.
Примечание: для удобства в упражнениях по письму комбинация формируется не из тисненых, а рельефных точек.
§ 4 Альбом с барельефами
Гляди в альбом, да не будь бумбом! (пословица)
Фотография барельефных табличек с тисненым шрифтом для упражнений по письму, - см. альбом, фотография № 7.
Фотография табличек с рельефным шрифтом для упражнений по чтению, - см. альбом, фотография № 8.
Упражнения с табличками
1-е упражнение: а) найдите в альбоме барельеф чечевицы;
б) поставьте барельеф на бок; и) прочитайте (накройте подушечкой указательного пальца левой руки) в табличке 1-ю комбинацию; д) напишите (прочитайте грифелем) эту комбинацию.
2-е упражнение: а) прочитайте в комбинации "Ч" ее левые точки; б) напишите эти точки, - таково место в 6-титочии 1, 2 и 3 точек.
3-е упражнение; а) прочитайте в той же комбинации ее правые точки; б) напишите эти точки, - таково место в 6-титочии 4 и 5 точек.
4-е упражнение; а) найдите барельеф щегла; б) прочитайте и напишите в его табличке нижние точки 1-й комбинации, - таково место в 6-титочии 3 и 6 точек.
5-е упражнение: а) найдите барельеф каменки; б) прочитайте и напишите в ее табличке 1-ю комбинацию.
6-е упражнение: а) найдите барельеф овсянки; б) прочитайте и напишите в ее табличке 1-ю комбинацию и т.д.
7-е упражнение: а) найдите барельефы, таблички которых начинались бы со следующих комбинаций, изображенных на рамке письменного прибора; А, Б, Ц, Д, Е, Ф, Г, Х и И, б) прочитайте и напишите эти комбинации в табличках, - так повторяются в 6-титочии его основные комбинации.
8-е упражнение: а) найдите, например, следующие барельефы;
астра, коза, уж, елка; б) прочитайте 'и напишите в табличках их 1-ые комбинации, называя основные и дополнительные точки и т.д. - так повторяются в 6-титочии его производные комбинации.
Примечание: 1. Учебный альбом комплектуется педагогом из легко узнаваемых на осязание рассыпных барельефов.
2. Альбом составляется так, чтобы барельефные таблички начинались, как правило, со всех букв алфавита, а пояснительные тексты включали бы все основные знаки, арабские и римские цифры.
§ 5 Брайлевское шеститочие
Сверху – окошко, а внизу – горошки. (загадка)
Фотография шеститочия для упражнений по письму, - см. альбом, фотография № 9.
Фотография шеститочия для упражнений по чтению, - см. альбом, фотография № 10.
Упражнения с шеститочием
1-е упражнение; поставьте шеститочие: а) окошечком вправо; б) срезанным уголком - от себя.
2-е упражнение: а) обозначьте точкой (напишите грифелем) правый верхний угол в окошечке; б) прочитайте написанную точку руками со стороны наличника, украшенного арочками, - таково место в 6-титочии 1-й точки.
3-е упражнение: обозначьте правый нижний угол в окошечке и прочитайте 3-ю точку 6-титочия и т.д.
4-е упражнение: напишите и прочитайте сразу все угловые точки в окошечке, - таков вид комбинации из 1, 3, 4 и 6 точек.
5-е упражнение: напишите и прочитайте в окошечке средний переплет рамы, - таково место в 6-титочии 2 и 5 точек.
6-е упражнение: напишите и прочитайте в окошечке: а) боковой переплет рамы: лил оборотное; б) всю раму - полное 6-титочие.
7-е упражнение: напишите и прочитайте в окошечке открытые а) форточки: ь и ъ; б/ створки: п и п оборотное.
8-е упражнение: напишите и прочитайте в окошечке отогнутые: а) занавески: ? и знак звездочки; б) шторы: ё и ё оборотное и т.д.
9-е упражнение: изучите на шеститочии комбинации с рамки письменного прибора, - так повторяются в 6-титочии его основные комбинации.
10-е упражнение: а) напишите и прочитайте на 6-титочии одну из основных комбинаций; б) дополните эту комбинацию до
полного 6-титочия и прочитайте и т.д. - так повторяются в 6-титочии его производные комбинации.
Примечание: точки, прочитанные на брайлевском шеститочии, стираются, вдавливаясь, подушечкой читающего пальца.
§ 6 Витрина магазина Разноцветно горит, - в мир игрушек манит.
(загадка)
Фотография витрины для упражнений по письму и чтению, - см. альбом, фотография № 11.
Фотография витрины для упражнений по печатанию, - см. альбом, фотография № 12.
1. Упражнения по письму и чтению:
1-е упражнение: подсоедините к колонне правую, левую и центральную витрины.
2-е упражнение; поставьте на верхнюю площадку боковых витрин: а) справа (напишите) кубик с лункой; б) слева (прочитайте) кубик со шпеньком, - таково место в 6-титочии 1-й точки,
3-е упражнение: поставьте на верхнюю площадку центральной витрины кубик без специальной маркировки, - таково место в 6-титочии 4-й точки, которая является левой при письме и правой при чтении.
4-е упражнение: напишите и прочитайте на витрине: а) 2 и 5 точки на средних площадках; б ) 3 и 6 точки - на нижних площадках.
5-е упражнение: заполните кубиками следующие площадки витрины: а) 1-ые и 5-ю; б) 1-ые и 6-ю; и) 3-и и 4-ю; д) 3-и и 5-ю и т.д.
6-е упражнение: с помощью кубиков изобразите на витрине комбинации с рамки письменного прибора, - так повторяются в 6-титочии его основные комбинации.
7-е упражнение: а) поставьте на витрину, например, 1-ые кубики; б) добавьте к ним последовательно 3, 3 и 6, 6 кубики и т.д. - так повторяются в 6-титочии его производные комбинации.
II . Упражнения по печатанию
1-е упражнение: а) отведите от соединительной колонны правую витрину; б) поверните левую и центральную витрины без кубиков лучами к себе.
2-е упражнение: поставьте указательные пальцы на верхней площадке витрин и назовите номера (1 слева и 4 справа) указательных клавиш.
3-е упражнение: поставьте средние пальцы на средние площадки и назовите номера (№ 2 и № 5) средних клавиш.
4-е упражнение: и, наконец, поставьте безымянные пальцы на нижние площадки (№3 и № 6) безымянных клавиш.
5-е упражнение: 1) напечатайте (отметьте кубиками) на витрине следующие точки: а) 1-ю; б) 2-ю; ц) 3-ю; 2) подпечатайте к ним отдельно, а затем и вместе, 4, 5 и 6 точки.
6-е упражнение: 1) напечатайте на витрине следующие точки:
а) 1 и 2; б) 1 и3;ц) 2и3; 2) подпечатайте к ним те же самые точки и т.д.
7-е упражнение: 1) напечатайте на витрине следующие точки:
а) 1-ю; б) 1 и 2; ц) 2-ю; 2) подпечатайте к ним последовательно 4, 4 и 5, 5 точки, - так повторяются в 6-титочии его основные комбинации.
8-е упражнение: напечатайте на витрине одну из основных комбинаций и последовательно к ней 3, 3 и 6, 6 точки и т.д. - так повторяются в 6-титочии его производные комбинации.
Примечание: каждая усвоенная на витрине комбинация печатается затем на пишущей машинке "Эрика" и читается в учебной карточке на пюпитре.
§ 7 Гармошка - хаврошка Басы дала дочке, поют
пруточки. ( поговорка )
Фотография сложенной гармошки, - см. альбом, фотография № 13.
Фотография развернутой гармошки, - см. альбом, фотография № 14.
Упражнения с гармошкой
1-е упражнение; а) положите гармошку горизонтально, повернув гриф с вырезанными уголками от себя; б) разверните гармошку, потянув на себя за фигурное звено мехов.
2-е упражнение: повторите на грифе основные комбинации.
3-е упражнение: а) сожмите верхнее звено мехов (2 пластины) в форме шалашика и положите его на гриф ниже комбинаций;
б) повторите теперь производные комбинации с 3-й точкой.
4-е упражнение: положите на гриф и среднее звено мехов, повторяя комбинации с 6-й точкой.
5-е упражнение: и в заключение, положите на гриф гармошки фигурное звено и повторите комбинации с обеими точками, - так повторяются в 6-титочии его основные и производные комбинации
Примечание: гармошка-хаврошка и прочие специальные пособия для повторения имеют, как правило, два варианта исполнения;
один с тисненым шрифтом для упражнений по письму, а другой рельефный - по чтению.
§ 8 Карлсон на парте Дует, жужжит и вращается, -аз, буки, веди получаются
(загадка)
Фотография карлсона для повторения основных комбинаций, - см. альбом фотографий, фотография № 15.
Фотография карлсона для повторения производных комбинаций см. альбом фотографий, фотография № 16.
Упражнения с Карлсоном
1-е упражнение: а) поставьте карлсона пропеллером к себе;
б) отодвиньте пропеллер от корпуса мотора в форме гайки;
ц) повторите на гранях гайки основные комбинации.
2-е упражнение: а) поверните грань гайки, например, с комбинацией "А" вверх; б) поверните пропеллер гранью с маркировкой «3» также вверх; ц) совмещая обе грани, подвиньте пропеллер к гайке; д/ и, наконец, повторите производную комбинацию от "А" с 3-й точкой.
3-е упражнение: подставьте к той же комбинации грань пропеллера с маркировкой "б", повторяя фигуру с 6-й точкой.
4-е упражнение: подставьте, в заключение, к комбинации "К" 3-ю лопасть пропеллера с обеими точками и т.д. - так повторяются в 6-титочии его основные и производные комбинации.
§ 9 Классная доска с кубиками
Поле жита на квадраты разбито, а в каждом квадрате по хате.
(загадка)
Фотография доски для изучения точек 6-титочия, - см. альбом, фотография № 17.
Фотография доски для изучения основных и производных комбинаций, - см. альбом, фотография № 18.
Упражнения с доской
1. Изучение точек 6-титочия и их комбинаций:
1-е упражнение: а) повесьте доску горизонтально; б) положите учебные кубики на ее полку.
2-е упражнение: заполните 6 ячеек кубиками с: а) лунками ( напишите) на правой стороне доски; б) шпеньками (прочитайте) на левой.
3-е упражнение: снимите с заполненной доски следующие кубики: а) крайние; б) средние, - таково место в 6-титочии соответственно: 1,2 и 3;4,5 и 6 точки.
4-е упражнение: снимите теперь с заполненной доски и другие кубики: а) верхние; б) средние; ц) нижние, -таков контур горизонтальных 2-точий: Ц, двоеточие и тире.
5-е упражнение: и в заключение, снимите с заполненной доски следующие пары кубиков: а) верхние угловые и нижние средние; б) нижние угловые и верхние средние, - таковы большие диагональные 2-точия: Е и Е оборотное и т.д.
6-е упражнение: а) повесьте доску вертикально; б) возьмите 8 азбук-кубиков и сформируйте на них одну из комбинаций с рамки письменного прибора; ц) заполните ими крайние ячейки с обеих сторон доски и т.д. - так изучаются и повторяются в 6-титочии его основные комбинации.
7-е упражнение: и, наконец, добавьте к сформированной основной комбинации следующие точки во: а) 2-ю строку 3-ю точку;
б) предпоследнюю - 6-ю; ц) и нижнюю - обе эти точки и т.д. - так изучаются и повторяются в 6-титочии его производные комбинации.
Примечание.
1. При объяснении материала классная доска может лежать на парте.
2. При ответе у стола доска вешается на стену.
II .Строительство из кубиков
1-я стройка: 1. Положите доску (строительную площадку) горизонтально; 2. Постройте (опустите кубики в ячейки) в нижнем углу дачного участка: а) справа из одного кубика конуру; б) слева из 2-х кубиков - клетку для кроликов.
2-я стройка: постройте из кубиков: а) 4-х - беседку, колодец и садовый столик; б) из 5-ти - грибок от дождя и садовую скамейку; ц) из 6-ти - крыльцо; д) из 7-ми - турник; е) из 8-ми - гараж и избушку с 2-мя окнами; ф) из 10-ти - террасу и т.д.
3-я стройка: обнесите дачный участок высоким забором:
а) справа, - таково место в 6-титочии 1, 2 и 3 точек при письме; б) слева,— таково место в 6-титочии тех же точек, но уже при чтении.
4-я стройка: разделите низким штакетником дачный участок на 3 части: а) справа, - таково место в 6-титочии 4, 5 и 6 точек при письме; б) слева...
5-я стройка: постройте на дачном участке справа (а затем и слева): а) козырек над садовым столиком, - такова конфигурация комбинации "П"; б) детскую коляску, - таков образ комбинации "З"; ц) кушетку - топчан, - таково очертание комбинации "Ъ";
д) кресло - качалку, - таков силуэт комбинации “Ы”; и наконец, раскладной стул, - такова форма комбинации "Ь" и т.д.
Примечание: для большей наглядности строительство каждого объекта на дачном участке завершается обведением его резиновым жгутиком-кольцом определенного диаметра.
§ 10 Классная доска с палочками
Поле за горами распахано кругами, и в каждом круге - по кочерге.
(загадка)
Фотография доски, висящей на стене, - см. альбом, фотография № 19 .
Фотография доски, лежащей на парте, - см. альбом, фотография № 20.
Фотография дома для упражнений с доской, - см. альбом, фотография № 21.
Упражнения с доской
1-е упражнение: с помощью учебных палочек изобразите на доске 2-х этажный дом.
2-е упражнение: 1. Найдите у дома дымовую трубу; 2. Изобразите на доске; а) справа (напишите); б) слева (прочитайте) - ее элементы; П и П оборотное, - таково место в 6-титочии соответственно; 1, 2, 3 и 4; 1, 4, 5 и 6 точек и т.д.
3-е упражнение; а) найдите у дома левый и правый скаты крыши; б) изобразите их элементы: Е и Ё оборотное.
4-е упражнение: а) найдите у крыши дома ее верхний и нижний края; б) изобразите их элементы: Ц и тире.
5-е упражнение: найдите у дома его окна на 1 и 2 этажах и изобразите их элементы.
6-е упражнение: а) найдите у дома его стены и изобразите их элементы: Л и Л оборотное; б) сотрите в них нижние точки.
7-е упражнение: а) найдите, в заключение, у дома фундамент и изобразите его элементы: Щ и двоеточие; б) сотрите в комбинации "Щ" обе нижние точки и т.д. - так изучаются и повторяются в 6-титочии его основные комбинации.
8-е упражнение: а) изобразите на доске две комбинации "Щ":
6) у одной из них сотрите правую, а у другой - левую точки и т.д. - так изучаются и повторяются в 6-титочии его 1 и 2 производные комбинации.
Примечание: для удобства в упражнениях с классной доской ее шеститочия и строки из них размежевываются с помощью металлических скобочек.
§ 11 Коммуникативный прибор Шестилап шагает да бисер рассыпает.
( загадка )
Фотография прибора для печатания, - см. альбом, фотография № 22.
Фотография прибора для чтения, - см. альбом, фотография № 23.
Упражнения с прибором
1-е упражнение: а) поверните прибор шеститочием к себе;
б) нажмите указательным пальцем правой руки правую центральную клавишу; ц) прочитайте левой рукой напечатанную точку № 1
2-е упражнение: нажмите средним пальцем среднюю клавишу и прочитайте точку № 2.
3-е упражнение: нажмите безымянным пальцем крайнюю клавишу и прочитайте точку № 3.
4-е упражнение: нажмите все правые клавиши сразу и прочитайте комбинацию "П".
5-е упражнение: а) нажмите теперь указательным пальцем л' вой руки левую центральную клавишу; .6) прочитайте правой рукой точку № 4 и т.д.
6-е упражнение: нажмите ребром ладони все правые и левые клавиши, а другой рукой прочитайте полное 6-титочие.
7-е упражнение: нажмите поочередно одной рукой, как удобно, следующие клавиши: а) центральные; б) средние; ц) крайние, а другой рукой прочитайте горизонтальные 2-точия: Ц, двоеточие и тире.
8-е упражнение: напечатайте и прочитайте на приборе большие и малые диагональные 2-точия: Е, Ё, и т.д.
9-е упражнение: напечатайте и прочитайте комбинации, кроме "Г" , с рамки письменного прибора, - так повторяются в 6-титочии его основные комбинации.
10-е упражнение: а) напечатайте, в завершение, одну из основных комбинаций; б) и, держа клавиши прижатыми, подпечатайте к ней (и прочитайте) последовательно 3, 3 и 6, 6 точки и т.д. - так повторяются в 6-титочии его производные комбинации.
Примечание.
1. В упражнениях с коммуникативным прибором: а) педагог печатает комбинацию, а учащийся, изучив с консультацией, читает ее вслух; б) учащийся печатает, а педагог, читая, проверяет его.
2. Сильный и слабый учащиеся тренируются обоюдно на одном или двух приборах, повернутых клавиатурами в противоположные стороны и т.д.
§ 12 Лягушка-путешественница
У 4-х сестриц - 15 косиц, а у КЗ - 63
(считалка)
Фотография лягушки для изучения 4- точия, - см. альбом, фотография № 24.
Фотография лягушки для изучения 6-титочия,- см. альбом, фотография № 25.
Упражнения с лягушкой
1-е упражнение: установите парные кубики: а) с лунками (напишите) справа, а со шпеньками (прочитайте) - слева; б) гранями без маркировки - вверх.
2-е упражнение: а) сформируйте на кубиках 1-ые точки 6-титочия; б) добавьте к ним последовательно (2, 2 и 5, 5) средние точки 6-титочия,- получатся следующие комбинации: А, Б, Х и Е.
3-е упражнение: сформируйте теперь верхние точки 6-титочия и добавьте к ним средние, получая следующие комбинации; Ц, Ф, Г и Д.
4-е упражнение: и в завершение, сформируйте на кубиках 4-ые точки, добавляя к ним то же самое, - получатся следующие комбинации: 4-я точка. И, Ж и 4, 5 точки; так изучаются в 6-титочии его основные комбинации.
5-е упражнение: 1. Положите лягушку вертикально для упражнений с 6-ю лягушатами-палочками без шапочек; 2. Наденьте на верхних и средних лягушат шапочки для упражнений по: а) письму с вогнутым верхом; б) чтению - выпуклым верхом.
6-е упражнение: с помощью шапочек изобразите на лягушатах комбинации с рамки письменного прибора, - так повторяются в 6-титочии его основные комбинации.
7-е упражнение: и последнее, повторяя какую-либо основную комбинацию, добавьте к ней последовательно (3, 3 и 6, б) нижних лягушат, но уже в плоских шапочках и т.д. - так изучаются и повторяются в 6-титочии его производные комбинации.
Примечание. Для удобства в упражнениях с производными комбинациями учебные палочки внизу шеститочия делаются съемными.
§ 13 Матрешка-трешка Марат скосил луга квадрат и на каждой стороне поставил по копне .
/ загадка/
Фотография матрешки для повторения основных комбинаций, - см. альбом, фотография № 26.
Фотография матрешки для повторения производных комбинаций, см. альбом, фотография № 27.
Упражнения с матрешкой
1-е упражнение: а) поверните большой квадрат без стрелки комбинацией "А" от себя; б) поворачивая каждый раз квадрат на 90 град., повторите на его сторонах основные комбинации группы "А": А, Ц, Д и Е.
2-е упражнение: повторите теперь на другом квадрате основные комбинации группы "Б": Б, Ф, Г и X.
3-упражнение: и последнее, повторите на 3-м квадрате основные комбинации группы "запятой": запятая, И, Ж и двоеточие.
4-е упражнение: а) повторяя, например, комбинацию "А", опустите в нишу на большом квадрате маленький квадратик с маркировкой "3" и стрелкой, направленной вверх; б) повторите на матрешке комбинацию "А" с 3-й точкой.
5-е упражнение: поворачивая квадратик вместе со стрелкой на 90 град., повторите основную комбинацию с 6-той точкой.
6-е упражнение: и в завершение, направив учебную стрелку вниз, повторите ту же самую комбинацию с обеими нижними точками 6-титочия и т.д. - так повторяются 1, 2 и 3 , производные комбинации.
§ 14 МОЗАИКА - БАЗИЛИКА
Старший брат богат, а 3 и 6 на паперти стоят. ( считалка)
Фотография мозаики для упражнений с основными комбинациями, см. альбом, фотография № 28.
Фотография мозаики для упражнений с производными комбинациями, - см. альбом, фотография № 29.
Упражнения с мозаикой
1-е упражнение: постройте в больших ячейках мозаики квадраты "Г": а) справа (напишите) с вершинами из лунок; б) слева (прочитайте) - со шпеньками, - таково место в 6-титочии 1, 2, 4 и 5 точек.
2-е упражнение: постройте в ячейках стороны этих квадратов:
а) боковые: Б и Б оборотное; б) верхнюю - Ц; ц) и нижнюю - двоеточие.
3-е упражнение: постройте в ячейках следующие углы квадратов: а) -верхние: Ф и Д; б) нижние: Х и Ж.
4-е упражнение; постройте правую и левую диагонали квадратов: Е и И, - так изучаются и повторяются в 6-титочии его основные комбинации с рамки письменного прибора.
5-е упражнение: постройте в малых крайних ячейках мозаики малые квадратики: а) справа с лункой; б) слева - со шпеньком, таково место в 6-титочии его 3-й точки.
6-е упражнение: постройте теперь квадратики в средних ячейках, - таково место в 6-титочии его 6-й точки.
7-е упражнение: а) и последнее, постройте, повторяя, в большой ячейке мозаики, например, одну из диагоналей квадрата; б) и в завершение, добавьте к ней последовательно 3, 3 и б, б квадратики и т.д. - так изучаются и повторяются в 6-титочии его производные комбинации.
Примечание: в упражнениях с буквами, знаками и цифрами несколько мозаик - базилик могут состыковываться по горизонтали.
§15 Наборная касса |
В ячейках трала камбала застряла. (загадка) |
Фотография кассы для изучения точек 6-титочия, - альбом, фотография № 30.
Фотография" кассы для изучения точечных комбинаций, см. альбом, фотография № 31.
Упражнения с кассой
1-е упражнение: а) найдите правый верхний угол кассы;
б) опустите грифель поочередно в три крайние ячейки, - таково место в 6-титочии при письме 1, 2 и 3 точек.
2-е упражнение: а) найдите теперь у кассы левый верхний угол; б) заполните три крайние ячейки "шарами", - таково место в 6-титочии тех же точек, но уже при чтении.
3-е упражнение: напишите и прочитайте в угловых шеститочиях 4, 5 и б точки.
4-е упражнение: напишите и прочитайте там же следуют точки 6-титочия; а) верхние; б) средние; ц) и нижние.
5-е упражнение: напишите и прочитайте точки, расположенные на: а) сторонах прямого угла: П, У и т.д. б) ломаной линии: О, С, Т и т.д.
6-е упражнение: напишите и прочитайте, например, укрупненную комбинацию "М"; б) переходя указательными пальцами из ячейки в ячейку по алфавиту, найдите ту же самую комбинацию, о уже в стандартном 6-титочии.
7-е упражнение; а) поставьте две найденные литеры "М" а учебную строку: тисненую - справа, а рельефную - слева;
б) напишите (прочитайте грифелем) правую комбинацию; ц) и прочитайте руками левую и т.д.
8-е упражнение: а) опускаясь по каждой вертикали кассы, найдите литеры с комбинациями, изображенными на рамке письменного прибора; б) изучите их на учебной строке, - так повторяются в 6-титочии его основные комбинации.
9-е упражнение: а) оставьте на учебной строке одну из основных комбинаций; б) и в завершение, поставьте рядом с ней три подобные, но дополнительные соответственно 3, 3 и 6, 6 точками ; например; А, К, У и Ё; ц) изучите эти комбинации т.д. - так повторяются в 6-титочии его производные комбинации.
Примечание: в упражнениях на учебной строке наборной кассы для обозначения интервала между смежными комбинациями ставится чистая литера.
§ 16 Огород с закромами
Огород посади, - да урожай
бди !
(пословица)
Фотография огорода для упражнений по письму, - см. альбом, фотография № 32.
Фотография закромов для упражнений по чтению, - см. альбом, фотография № 33.
Упражнения с овощами
1-е упражнение: а) поставьте огород справа; б) закрома – слева.
2- e упражнение: а) посадите картофель на правой верхней грядке (напишите); б) соберите урожай в левый верхний закром (прочитайте), - таково место в 6-титочии 1-й точки.
3-е упражнение: посадите лук на правой средней грядке и соберите урожай в левый средний закром, - таково место в 6-титочии 2-й точки.
4-е упражнение: посадите морковь на правой нижней грядке и соберите урожай в левый нижний закром, - таково место в 6-титочии 3-й точки.
5-е упражнение: посадите огурцы на верхней левой грядке и соберите урожай в правый верхний закром, - таково место в 6-титочии 4-й точки.
6-е упражнение: и последнее, посадите на 5-й грядке помидоры, а на 6-й - чеснок и т.д.
7-е упражнение: с помощью овощей изобразите на верхних и средних грядках и закромах комбинации с рамки письменного прибора, - так изучаются и повторяются в 6-титочии его основные комбинации.
8-е упражнение: и в завершение, посадите (и соберите урожай) одновременно, например, картофель и: а) морковь, - здесь комплектуется комбинация "К"; б) чеснок, - тут составляется комбинация "Ё"; ц) морковь и чеснок, - это формируется комбинация "У" и т.д. - так изучаются и повторяются в 6-титочии его производные комбинации.
Примечание: в упражнениях с овощами используется грузовик - игрушка с 6-ю ячейками в кузове, на котором весной подвозится посадочный материал, осенью увозится собранный урожай.
§ 17 Прибор прямого чтения И заботы не знаю: без
бумаги пишу и читаю.
(загадка)
Фотография, прибора для письма правой рукой, - см. альбом, фотография № 34.
Фотография прибора для чтения правой рукой, - см. альбом фотография № 35. Ф отография ветряной мельницы для упражнений с прибором, - см. альбом, фотография № 36.
Упражнения с прибором
1-е упражнение. С помощью точек изобразите (напишите) на приборе ветряную мельницу.
2-е упражнение, а) изобразите на приборе элементы, подъездной дороги: А, Б, Ц, Д, Е, Ф, и т.д. б) прочитайте их грифелем и руками, называя номер и место каждой точки в 6-титочии, - так изучаются и повторяются основные комбинации с рамки письменного прибора.
3-е упражнение: 1. изобразите на приборе элементы крыльев ветряной мельницы: Ё и Ё оборотное; 2. назовите: а) них номер и место нижних точек; б) их компоненты, например, Ё=А+6-я точка и -т.д. - так изучаются и повторяются в 6-титочии его производные комбинации.
4-е упражнение: изучите на приборе следующие элементы:
а) крыши над 1 и 2 этажами ветряной мельницы: Ц, С и Ш; б) обоих коньков крыши над 1-м этажом: П и П оборотное; ц) стен: Л и Л оборотное; д) основания стен: Б, Б оборотное с обеими нижними точками 6-титочия; е) полов на верхнем и нижнем этажах: Ц и тире; ф) и последнее, закромов по обеим сторонам мельницы - нижнее Г и т. д. - так изучаются и повторяются в 6-титочии его основные и производные комбинации.
Примечание:
1. При наличии большого учебного текста несколько приборов прямого чтения могут состыковываться по вертикали;
2. В упражнениях одна рука с грифелем пишет, а другая читает каждую выступающую точку и комбинацию в целом;
3. Точки в прочитанной руками комбинации стираются, вдавливаясь: а) ногтем читающего пальца; б) стержнем грифеля в качестве тренировки по устранению перекола; ц) и в завершение, головкой грифеля при наличии текста в несколько строк.
§ 18 Разборная азбука по Брайлю.
Божьи коровки в ряд собрались на парад. (загадка)
Фотография азбуки для упражнений по письму, - см. альбом, фотография № 37.
Фотография азбуки для упражнений по чтению, - см. альбом, фотография № 38.
Фотография цветочных клумб для упражнений с азбукой, - см. альбом, фотография № 39.
Упражнения с азбукой
1-е упражнение: 1. С помощью учебных палочек со шляпками изобразите на азбуке элементы пешеходной дорожки, ведущей к цветочным клумбам: Г и Г нижнее; 2. Назовите точечный состав в: а) верхнем Г: 1, 2, 4 и 5; б) нижнем Г: 2, 3, 5 и 6.
2-е упражнение: 1. Изобразите на азбуке следующие цветочные клумбы: а) овальную; б) прямоугольную; ц) и трапециевидную. Назовите точечный состав образующих их комбинаций.
3-е упражнение: изобразите на азбуке (напишите справа и прочитайте слева) и изучите 1-ю и последнюю комбинации в следующих цветочных клумбах: а) трапециевидной; б) и овальной.
4-е упражнение: 1. Изобразите теперь на азбуке 1-ю комбинацию в прямоугольной клумбе - "И"; 2. Сотрите в ней с последующим восстановлением: а) 3-ю; б) 6-ю и т.д. -так изучаются в 6-титочии его 1 и 2 производные комбинации.
5-е упражнение: а) изобразите на азбуке средний элемент всех цветочных клумбах - "Щ"; б) сотрите в нем обе нижние точки и т.д. - так изучаются в 6-титочии его основные комбинации.
6-е упражнение: а) и в завершение, изобразите на азбуке комбинации с рамки письменного прибора; б) добавьте каждой из них по 3-й точке; д) переставьте затем ее в 6-ю ячейку и т.д. - так повторяются в 6-титочии его основные производные комбинации.
Примечание: при наличии большого учебного текста, например, для повторения, несколько разборных азбук по Брайлю могут состыковываться по вертикали и по горизонтали.
§ 19 Разборное шеститочие Чтобы узнать, надо игрушку разобрать. (пословица)
Фотография разобранного шеститочия для упражнений по письму с производными комбинациями, - см. альбом, фотография No 40.
Фотография собранного шеститочия для упражнений по чтению, - см. альбом, фотография № 41.
Фотография разобранного четырехточия для упражнений основными комбинациями, - см. альбом, фотография № 42.
Упражнения с наглядным пособием
1-е упражнение: а) поставьте собранное пособие шеститочием к себе; б) отведите в сторону (напишите) правый верхний кубик с лункой, - так определяется место в 6-тито-а его 1-й точки.
2-е упражнение: отведите в ту же сторону следующие кубики: а) средний; б) и нижний, - так определяется место 3-титбчии соответственно 2 и 3 точек.
3-е упражнение: отведите теперь в сторону левый верхний кубик, - так определяется место в 6-титочии его 4-й точки и т. д.
4-е упражнение: образуйте на пособии вертикальные 2-точия: а) малые: Б, Б оборотное; б) большие: К, К оборотное.
5-е упражнение: скомплектуйте следующие 3-точия:
а) треугольное: О и Э; б) угловое: Д, М, С, и т.д.
6-е упражнение: составьте некоторые 4-точия : а) квадратное - Г; б) трапециевидное - Н; ц) угловое - П; д) треугольное - Р; е) ромбовидное - Т; ф) прямоугольное - Щ и т.д.
7-е упражнение; сформируйте разной формы 5-титочия;
а) трапециевидное - Ч; б) прямоугольное - И и т.д.
8-е упражнение: а) поверните затем пособие разобранным четырехточием к себе; б) напишите на нем комбинации с рамки письменного прибора, - так повторяются в 6-титочии его основные комбинации.
9-е упражнение: а) напишите на разобранном шеститочии одну из основных комбинаций; б) и в завершение, добавьте к ней последовательно 3, 3 и 6, 6 кубики и .д. - так повторяются в 6-титочии его произвольные комбинации.
Примечание: в упражнениях по чтению на разборном шеститочии его кубики лунками поворачиваются вниз.
§ 20 Рамка - панорамка
Добавишь снежинку и рябинку, сразу изменишь картинку. (загадка)
Фотография рамки без вкладыша, - см. альбом, фотография № 43.
Фотография рамки с вкладышем, - см. альбом, фотография № 44.
Упражнения с рамкой .
1-е упражнение: а) положите рамку без вкладыша горизонтально; б) повторите основные комбинации на верху рамки.
2-е упражнение: а) вставьте в рамку вкладыш, повернутый маркировкой "3" вверх; б) повторите производные комбинации 3-й точкой.
3-е упражнение: переверните теперь вставленный вкладыш боковую сторону и повторите комбинации с 6-й точкой.
4-е упражнение: и в завершение, переверните вкладыш через верхнюю сторону и повторите комбинации с обеими точками, - так повторяются в 6-титочии его основные и производные комбинации.
§ 21 Раскладушка с подушкой.
Азбука-раскладушка - в учебе подружка . (поговорка)
Фотография сложенной раскладушки, - см. альбом, фотография № 45.
Фотография разложенной раскладушки, - см. альбом, фотография № 46.
Упражнения с раскладушкой
1-е упражнение: а) поставьте сложенную раскладушку горизонтально; б) достаньте из-под ее ложа подножку и разведите в стороны высокие бортики.
2-е упражнение: повторите на подушке раскладушки основные комбинации.
3-е упражнение: а) опустите на ложе бортик с маркировкой «3»; б) повторите производные комбинации с 3-й точкой.
4-е упражнение: опустите теперь на ложе бортик с маркировкой "6" ; и повторите комбинации с 6-й точкой.
5-е упражнение: и в итоге, опустите на ложе подножку раскладушки и повторите комбинации с обеими точками, - так повторяются в 6-титочии его основные и производные комбинации.
§ 22 Рельефно – точечный шрифт (таблица) Брайля для незрячих
Скатерть – самобранка – к четырем блюдам приманка (загадка)
Фотография таблицы с тисненным шрифтом для упражнений по письму, - см. альбом, фотография № 47.
Фотография таблицы для упражнений по чтению, - см. альбом, фотография № 48.
Упражнения с таблицей
1-е упражнение: а) найдите в укрупненном 6-титочии над буквой " Q ." 1-ю точку; б) прочитайте эту точку руками с обеих сторон таблицы.
2-е упражнение: а) прочитайте найденную точку руками в прямоугольной рамке около буквы "А" ПШ и рядом, в стандартном 6-титочии; б) напишите (прочитайте грифелем) ту же самую точку в стандартном шеститочии и т.д.
3-е упражнение: а) найдите теперь в укрупненном 6-титочии 1 и 2 точки; б) изучите эту комбинацию в рамке буквы "Б" и рядом.
4-е упражнение: а) найдите в укрупненном 6-титочии 1, 2 и 3 точки; б) изучите эту комбинацию в рамке буквы "П" и рядом.
5-е упражнение: и напоследок, изучите на таблице следующие комбинации: П, Ч, И, Р, Ъ и т.д.
6-е упражнение: 1) найдите комбинации без нижних точек 6-титочия в алфавитах: а) укрупненном многострочечном;
стандартном однострочечном, ниже Ь; 2) изучите эти комбинации в порядке, обозначенном на рамке письменного прибора -так повторяются в 6-титочии его основные комбинации.
7-е упражнение: а) и в итоге, найдите в обоих алфавитах, например, комбинацию "А"; б) найдите там же комбинации: Ё, К и У; ц) изучая, назовите их компоненты, а именно К=А+3-я, У=А+Э-я и 6 точки; - так повторяются в 6-титочии его производные комбинации.
Примечание: в упражнениях с рельефно-точечным шрифтом Брайля для незрячих комбинация ПШ при переводе на РТШ сопоставляется с геометрической фигурой, например:
"А" - это треугольник, построенный на трапеции; "Ъ" - это угол прямоугольника с дугой, построенной на его стороне и т.д.
§ 23 Стрекоза-егоза
Крыльями трещит, но куб тащит. (загадка)
Фотография стрекозы без кубика, - см. альбом, фотография № 49.
Фотография стрекозы с кубиком, - см. альбом, фотография № 50.
Упражнения со стрекозой
1-е упражнение: а) поставьте стрекозу горизонтально, повернув наклонными перегородками к себе; б) повторите на крыльях стрекозы основные комбинации.
2-е упражнение: а) вставьте, например, в нишу "А" учебный кубик, повернутый маркировкой "З" вверх; б) повторите производную комбинацию с 3-й точкой.
3-е упражнение: повторите теперь комбинацию "А" с i точкой, повернув кубик маркировкой "6" вверх.
4-е упражнение: и в итоге, поверните кубик двойной маркировкой вверх и повторите ту же самую комбинацию, но уже обеими точками, - так повторяются в 6-титочии его основные и производные комбинации.
§ 24 Трон с шестью подданными
Королева - на трон, а подданные - вон. (загадка)
Фотография трона без учебной карточки, - см. альбом, Фотография № 51.
Фотография трона с учебной карточкой, - см. альбом, Фотография № 52.
Упражнения с троном
1-е упражнение: установите части трона: а) высокую (пюпитр) справа для упражнений по письму; б) низкую (шеститочие из шпеньков) - слева для чтения.
2-е упражнение: а) слегка прижав, положите на пюпитр, например учебную карточку "А"; б) изучите на ней место в 6-титочии 1-й точки при письме; ц) изучите на шеститочии с приподнявшимся шпеньком место той же точки, но уд при чтении.
3-е упражнение: положите на пюпитр учебную карточку "Ъ" и изучите на троне место в 6-титочии 1 и 2 точек.
4-е упражнение: положите на пюпитр учебную карточку "~Е>" и изучите на троне место в 6-титочии 2, 4, 5 и 6 точек и т.д. .
5-е упражнение: положите на пюпитр поочередно учебные карточки с комбинациями, изображенными на рамке письменного прибора, и выполните с ними уже известные упражнения, - так повторяются в 6-титочии его основные комбинации.
6-е упражнение; а) оставьте на пюпитре учебную карточку "А"; б) не давая опуститься 1-му шпеньку, замен! те ее карточкой "К", - к 1-му добавится 3-й шпенёк;
ц) положите теперь карточку "Е",- к 1-му добавится 6-й шпенек; д) и, наконец, положите на пюпитр карточку "У", - к 1-му шпеньку добавятся сразу и 3, и 6 и т.д., - так повторяются в 6-титочии его производные комбинации.
Примечание: упражнения с производными комбинациями удобно выполнять на 4-х состыкованных по вертикали тропах, чьи учебные карточки фиксируются с помощью резиновых уголков.
§ 25 Часы с шеститочием
По кругу летает, - в двух местах сразу бывает. (загадка)
Фотография часов без стрелок, - см. альбом, фотография № 53.
Фотография часов со стрелками и ключиком для завода, см. альбом, фотография № 54.
Упражнения с часами
1-е упражнение: а) наденьте на часовую ось стрелку (согнутый конец) с маркировкой " I ": б) поставьте стрелку на ч ac ,- конец ее укажет место в 6-титочии 1-й точки при письме.
2-е упражнение: наденьте затем на ось другую стрелку (прямой конец) с той же маркировкой, - конец ее укажет место в 6-титочии той же самой точки, но уже при чтении.
3-е упражнение: наденьте потом на ось две стрелки с маркировкой "1" и изучите место в 6-титочии 2-й точки.
4-е упражнение: наденьте теперь на ось две стрелки с маркировкой "3" и изучите место в 6-титочии 3-й точки и
5-е упражнение: с помощью двух пар стрелок изучите на часах основные комбинации с рамки письменного прибора.
6-е упражнение: а.) покажите на часах одну из основных комбинаций; б) вставьте ключик для завода в отверстие и изучите производную комбинацию с 3-й точкой; ц) и в итоге, переставьте ключик в отверстие № 6 и изучите комбинацию с 6-й точкой и т.д. - так изучаются и повторяются в 6-титочии его основные и производные комбинации.
Примечание: в упражнениях с производными комбинациями на часах с шеститочием удобно пользоваться не одним , а двумя ключиками для завода.
§26 Шагалка - считалка
С горы кувырком - да в алфавит прямиком. (загадка)
Фотография шагалки без учебной карточки, - см. альбом, фотография № 55.
Фотография шагалки с учебной карточкой, - см. альбом, фотография № 56.
Упражнения с шагалкой
1. Повторение основных и производных комбинаций:
1-е упражнение: повторите на учебной карточке основные комбинации.
2-е упражнение: а) поставьте изученную карточку на шагалку; б) сделайте ручками валика несколько шагов по направлению к себе, пока грань с маркировкой "3" не окажется сверху; ц) и затем повторите на шагалке производны комбинации с 3-й точкой.
3-е упражнение: повторите теперь комбинации с 6-й точкой, повернув ручки валика с маркировкой " G " вверх.
4-е упражнение: поверните ручки валика с маркировкой "3 и 6" вверх и т. д - так повторяются в 6-титочии его основные и производные комбинации.
II . Считалка - в учебе помогалка
1-е упражнение: повторите на считалке основную комбинацию.
1-я точка - (а) строчка;
1 и 2 точка - (а)стра и (б)елочка;
1 и 4 точка - (а)стра и (ц)епочка;
1,4 и 5 точка - (а)стра, эльф и (д)юймовочка;
1 и 5 точка - (е)меля и (а)строчка;
1,2 и 4 точка - (ф)лажок и (б)елочка;
1,2,4 и 5 точка - два (г)риба и (б)елочка;
1,2 и 5 точка - (б)елка и (х)охлаточка;
2-я точка - малиночка;
2 и 4 точка - малинка да (и)дочка;
и, наконец, 2,4 и 5 точка - малинка, тема да (ж)учка и т.д.
2-е упражнение: повторите на считалке основную комбинацию с 3-й точкой!
(а)стра и точка - болото и (к)очка;
(б)елка и точка - дупло и (л)ипочка;
( ц)епь и точка - (м) олоток и проволочка;
(д)юймовочка и точка - (н)ора и ласточка;
(е)меля и точка - лукавство и (о)болонка;
(ф)лажок и точка - распустившаяся (п)очка;
(г)риб и точка - мухомора шляпо(ч)ка;
(х)охлатка и точка - (р)ябая курочка;
(и)да и точка - письма (с)трочка;
(ж)учка и точка -(т)еплая конурочка и т.д.
3-е упражнение: повторите на считалке основную ком-нацию с 6-й точкой.
(а)стра и точка - новогодняя (ё)лочка;
(е)меля и точка - с кисточкой (ш)апочка;
(ф)лажок и точка - красна(я) звездочка;
(х)охлатка и точка - с метким кл(ю)вом квочка;
(и) да и точка - (э)то с веснушками девочка;
и последнее, (ж)учка и точка - для старухи (в)оротник и
муфточка и т.д.
4-е упражнение: повторите на считалке основную ком-нацию с 3-й и 6-й точками.
(а)стра с точками - (у)тро с облачками;
(ц) епь с точками - (щ)ит пред вратами;
(е)меля с точками - (з) ербино с дровами;
(ф)лажок с точками - ма( и) с плясками;
(х)охлатка с точками - об(ъ)ект с цыплятками;
(и)да с точками - (ы)кагирка с бантиками;
( ж)учка с точками - руж(ь)ё с коготками и т.д.
Примечание:
1. Содержание каждой расшифрованной считалки сразу отображается, например, на: классной доске с палочками, приборе прямого чтения и т.п.
2. При повторении удобно использовать одновременно четыре считалки, например, а) астрочка; б) астра с 3-й точкой; ц) астра с 6-й точкой; д) астра с обеими точками и т. д.
§ 27 Шеститор-мотор
Три круга да лапки собрали ягодки в охапки. (загадка)
Фотография шеститора для упражнений по письму, - см. альбом, фотография № 57.
Фотография шеститора для упражнений по чтению, - см. альбом, фотография № 58.
Упражнения с шеститором
1-е упражнение: изучите сначала на учебной карточке "А" тисненого шрифта (напишите) место в 6-титочии 1-й точки.
2-е упражнение: затем изучите на карточке "Б" место в 6-титочии 1 и 2 точек.
3-е упражнение: после изучите на карточке "Ф" место в 6-титочии 1, 2 и 4 точек.
4-е упражнение: потом изучите на карточке "Г" место в 6-титочии 1, 2, 4 и 5 точек и т.д.
5-е упражнение: теперь изучите на нескольких карточках комбинации с рамки письменного прибора, - так повторяются в 6-титочии его основные комбинации.
6-е упражнение: а) положите на шеститор карточку с одной из основных комбинаций; б) нажмите правую клавишу с маркировкой "З",- к комбинации добавится 3-я точка;
ц) изучите в 6-титочии 1-ю производную комбинацию.
7-е упражнение: не снимая прежней карточки, нажмите левую клавишу с маркировкой "б"' и изучите 2-ю производную комбинацию.
8-е упражнение: и в итоге, нажмите переднюю клавишу при той же самой учебной карточке и изучите 3-ю производную комбинацию с обеими этими точками и т.д. - так изучаются и повторяются в 6-титочии его производные комбинации.
Примечание: для упражнений по чтению правая и левая лапки на клавишах шеститора - мотора переворачиваются, меняя тем самым маркировку свою на противоположную.
§ 28 Смотри – повтори!
Знаешь, пока повторяешь. (пословица)
Задание на повторение:
1. Отгадайте загадку про комбинацию;
2. Напишите комбинацию на письменном приборе;
3. Напечатайте комбинацию на пишущей машинке;
4. Прочитайте комбинацию в учебной карточке!
1. Загадку отгадаешь, - комбинацию узнаешь!
а.) загадки по теме - "шестилистник" при письме (точки 6-титочия): 1. Пляшет МУХА налегке в правом верхнем уголке; 2. На соломенной перинке спит ХРЮША справа в серединке; 3. Прячет СКАЛОЧКУ Лулу справа в нижнем углу; 4. Закатился КОЛОБОК в левый верхний уголок; 5. Сидит ЗАИНЬКА на льдине с краю, слева, в середине; 6. Тащит крот к зиме ЛИСТОЧЕК в левый нижний уголочек и т.д.
б) к шеститочке при чтении - мое почтение! 1. Забил 1-й ШАР сынок в левый верхний уголок; 4. Прикатил АРБУЗ сурок в правый верхний уголок; 2. Слева в серединке - КОТ в сапожках на картинке; 5. А справа в серединке сидит КОШКА в пелеринке; 3. МЯЧ Фрол забил в левый нижний угол;
6. Посадил дядя ЦВЕТОЧЕК в правый нижний уголочек.
ц) клавиатура у шеститура:
1 и 4. Двое в ЦЕНТРЕ не спят да указками стучат; 2 и 5. Двое в СЕРЕДИНЕ поют да в хороводе идут; 3 и 6. Двое по КРАЯМ клюют, - их безымянными зовут.
д) А, Б, Ц, Д, Е, Ф, Г, X, И, Ж (основные комбинации):
1. КРАСНЕЕТ при долине, да зимует в корзине; 2. Из двух шаров милашка— КУКЛА-НЕВАЛЯШКА; 3. Два шара на ось нацель, - и получится ГАНТЕЛЬ; 4. Поставили Сеньку на 4-ю СТУПЕНЬКУ; 5. Два шара катились с БУГРА; 6. ТРЕУГОЛКУ набекрень носил Яша в красный день; 7. 4 -ре дитяти спрятались в КВАДРАТЕ; 8. Надевают кошки по утрам на ножки;
9. Наклонилась ГОРА,- катиться пора; 10. На балу из хрусталя танцевали "тра-ля-ля" и т.д.
е) К, Л, М, Н, О, П,Ч, Р, С, Т, (основные комбинации с 3-й точкой) : 1. Разноцветных два ШАРА выпускала в небо Мара; 2. Подарил Кириллу гость из кизила ТРОСТЬ; 3. Дом увидали, - жми на педали! ; 4. Дождь начинается»- КУПОЛ раскрывается; 5. ТРЕУГОЛЬНИК письмеца - весточка от бойца;
6. В камине угли ворошит да звенит; 7. По ветру развевается, - на парад собирается; 8. В тесной КАМОРКЕ живет да от Вольки волю ждет; 9. Ловкая ДУЖКА " в хоккей игрушка;
10. Шпаклёвки пирог разгладит НОСОРОГ.
ф) Ё, Ш, Я, Ю, Э, В (основные комбинации с 6-й точкой): 1. МАЯТНИК качается, - временно смещается; 2. Помогает лыко нести да лапти плести; 3. Едет ОМ а в люльке - гном; 4. Грядке кивает, - да картофель окучивает; 5. Петушок на зов бежит, - на плече ДУГА блестит; 6. Шелковый КОНУС опустил на Марсе груз; 7. Кудри взбивает да головку украшает; 8. Сыплет песок то в ведро, то в кузовок; 9. Ночью горит, - к себе бабочек манит; 10. На скатерти сияет да пары пускает.
г) У, Щ, 3, И, Ъ, Ы, Ь (основные комбинации с обеими точками): 1. Не идет и не летит, а на трех КОНЬКАХ скользит; 2. Осенью в НЕМ - помидор, а зимой - ноги убор; 3. Я - за нос, - и он возьмется; я смеюсь, и он смеется;
4. Рогата и ловка, - ловит вещь без наплавка; 5. Идет мама, впереди плывет панама; 6. Стоит жираф, похожий на ШКАФ; 7. Дуются барды с утра в БИЛЬЯРДЫ; 8. Не диван и не кровать, но зато так сладко спать; 9. Не скамейка, не гамак, но лежать удобно так; 10. Раскладной и легкий СТУЛ брал в Поход Лукул.
Примечание.
1. Каждая изучаемая комбинация фиксируется на каком-либо наглядном пособии, игровой доске, игрушке и т.п.
2. В упражнениях педагог загадывает, а учащийся, осмыслив загадку, ищет подходящую отгадку; 3. В найденной отгадке называются номер и место каждой точки и т.д.
11. Точки отправные да комбинации основные:
1. А, Б, запятая - триада основная.
2. 4 и 5 точки дополняют верх к середину строчки.
3. Добавочные точки и основа - неожиданная обнова:
а) А, Ц, Д и Е; б) Б, Ф, Г и X; ц) запятая, и, Ж и двоеточие.
4. Пример недобора с рамки письменного прибора: А, Б, Ц, Д, Е, Ф, Г, Х и И.
5. Для информации - все основные комбинации: А, Б, Ц, Д, Е, Ф, Г, X, И, Ж, 2, 25, 5, 4 и 45.
6. Комбинаций купы разбиваются на группы: а) комбинации с точкой:
1-й: А, Б, и т.д. 2-й: Б, Ф и т.д. 4-й: Ц, Д и т.д. 5-й: Д Е и т.д. б) комбинации без точки: 1-й: И, Ж и т.д. 2-й: А, Ц и т.д. 4-й: А, Б и т д. 5-й: А, Б и т.д. ц) комбинации с одной точкой: верхней: А, Б, и т.д. средней: Б, Д и т.д. д) комбинации с двумя точками: верхними: Ц, Д и т.д. средними: Г, Х и т.д. е) комбинации из точек: одной: А, 2 и т.д. двух: Б, Ц и т.д. трех: Д, Ф и т.д. четырех: Г. ф) привычные - комбинации симметричные: Д, Ф; Е, И и т.д. г) пары воочию образуют 4-хточия: А, Ж; Е, И и т.д. х) у точечной комбинации - геометрическая конфигурация: а - вершина, б - сторона и т.д. и) предметов букет нажил мой дед: а - калинка; б - матрешка и т.д.
111. Комбинации дородные, - но производные:
1. Дополнительные точки заполняют низ строчки: а) 3-я точка; б).6-я точка; ц) конус и рябинка (3-я точка); д) шар и снежинка (6-я точка).
2. Точка добавляется, - комбинация меняется: а) с конусом (и. шаром отдельно) : вершина - К; сторона - Л и т.д. б) с рябинкой (и снежинкой отдельно): калинка - К; матрешка - Л и т.д.
3. Ячейки тары разбиваются на пары: А, Ь; К; В; У, Ж, Ё, Т и т.д.
Примечание: повторение точек шеститочия и их комбинаций выполняется в форме: а) домашнего задания; б) классной работы; ц) диктанта и т.п.
Октябрь 1990
Конец 1-й части