Полезная и методическая информация.
Какими специальными устройствами будет пользоваться слабовидящий ребенок?
Некоторые дети нуждаются лишь в простейших адаптированных материалах. Другие, напротив, испытывают необходимость в комбинации сложных устройств; эти устройства, в целом, делятся на оптические и неоптические, и вопрос о снабжении ребенка ими решают только врачи и тифлопедагоги.
Вот неполный перечень этих средств: Неоптические средства - это средства, которые не прописываются индивидуально и которые могут и не являться специальными тифлоприспособлениями.
А. Средства, облегчающие работу зрения
Подставка для книг - помогает уменьшить утомляемость при сидении. Это достигается благодаря тому, что книга устанавливается ближе к глазам. Когда нет подставки, можно сделать импровизированную: подложить под читаемую книгу другие книги.
Войлочные фломастеры - предпочитают обычно черные, причем фломастеры варьируются по толщине, что дает возможность изготовлять четкие буквы и рисунки. Использование различных цветных пометок часто помогает учащемуся выделять определенные места в тетради, что облегчает последующее изучение текста.
Ацетатная пленка - предпочитают обычно желтую, хотя доступны и другие цвета; ацетатную пленку помещают поверх читаемой страницы и, таким образом, добиваются более яркого цвета букв и повышения их контрастности по сравнению с фоном.
Лампы - разные по мощности и помещаемые в разных местах, лампы могут дать вашему ребенку дополнительный свет или, если требуется, рассеянное освещение.
Крупнопечатные книги - они полезны детям, которые не могут читать обычный шрифт на близком расстоянии, даже используя оптические средства. Кроме того, эти книги могут использовать и те дети, чье зрение лучше, но все же сохраняется опасность перенапряжения. Качество и форма шрифта также важны для разборчивости, как и его размеры.
Жирно разлинованная бумага - для слабовидящих детей такая бумага выпускается в различных вариантах: миллиметровая бумага нотные станы и др.
Закладки и рамки для чтения - полезны в тех случаях, когда ребенку трудно фокусировать взгляд на слове или строке текста. Такая ситуация наблюдается, в частности, при нистагме.
Солнцезащитные и другие экраны – дети с повышенной светочувствительностью (фотофобией) могут нуждаться в том, чтобы часть света и яркие блики задерживались и отражались во внешнюю среду.
В. Аудио-вспомогательные средства:
Кассетные магнитофоны - дети используют их для записи необходимых материалов, прослушивания необходимых текстов, а также для фиксирования собственных ответов на вопросы письменных заданий и других видов самостоятельной работы.
"Говорящая" книга и другие аудио-проекты для слепых - Библиотека для слепых постоянно предоставляет бесплатные библиотечные услуги незрячим и слабовидящим. Библиотека предлагает широкий спектр литературы на кассетах: отраслевой и беллетристики. Так как скорости, на которых производят звукозапись "говорящих " книг отличаются от обычных скоростей, Библиотека предоставляет своим читателям специальные магнитофоны для прослушивания "говорящих" книг.
С. Оптические средства
Очки специального назначения
Бифокальные очки , призматические очки, контактные линзы и другие комбинации линз могут быть прописаны ребенку со зрительной аномалией. В некоторых случаях они предназначаются для постоянного ношения, в других случаях - для определенного вида зрительной работы.
Темные очки - детям с повышенной светочувствительностью могут прописать такие очки для ношения в: помещении и на улице.
Увеличительные стекла - их держат в руке во время работы или носят как очки в необходимых случаях (имеется и виду не постоянное ношение, а лишь во время работы). Линзы увеличивают печатное изображение, Нужно помнить, что при некоторых глазных заболеваниях увеличение больше мешает работе зрения, чем помогает ей.
Из кн.: Корн А., Матвинес А. Когда у вас в классе есть зрительно аномальный ребенок / Пер. с англ. – С.П-б, 1995. – с. 12-17.