Полезная и методическая информация.

Из кн.: Кекеше Л., Чернэс-Менефилд Н. Поговори со мной.

Как помочь слабовидящим.

Вот только четыре примера из множества разнообраз­ных типов глазных дефектов, каждый из которых порождает специфические проблемы в повседневной жизни.

1. РАСПЛЫВЧАТОЕ ВИДЕНИЕ может быть вызвано целым рядом состояний зрительного аппарата, но во мно­гих случаях может быть скоррегировано подходящими оч­ками. Но для слабовидящего человека такое положение не поддается улучшению. В основном зрительная работа бу­дет существенно осложнена.

2. ПОТЕРЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЗРЕНИЯ, которое имеет особое значение при зрительной работе на близком рас­стоянии и при рассматривании мелких деталей, является распространенным дефектом у людей пожилого возраста. Хотя человек с таким дефектом теоретически в состоянии видеть достаточно хорошо для передвижения при сохране­нии относительной безопасности, чтение, шитье и другие виды мелкой работы должны представлять для него значи­тельную трудность, а то и вовсе оставаться недоступными.

3. «ТОННЕЛЬНОЕ ЗРЕНИЕ». Участок поля зрения, ос­тавшийся сохранным, может быть различным у разных лю­дей. Из-за потери периферического зрения часто сильно страдает подвижность, тогда как чтение и другие виды мелкой работы, как правило, не страдают от этого дефекта.

4. ПОТЕРЯ ПОЛОВИНЫ ЗРИТЕЛЬНОГО ПОЛЯ мо­жет, в разных случаях, распространяться на левую или пра­вую стороны, или на верхнюю/нижнюю часть зрительного поля. Здесь показана правосторонняя потеря. Так как мы читаем слева направо, возможность чтения должна в этом случае пострадать. Серьезно пострадает также и возмож­ность свободно передвигаться.

 

КАК ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ

Ваше понимание и заботливость могут сделать жизнь гораздо легче и приятнее как для инвалидов по зрению, так и для самих вас.

Пожалуйста,ГОВОРИТЕ, чтобы завязать контакт — ваша улыбка может остаться незамеченной.

Напоминайте ВАШЕ ИМЯ, ваше лицо может остать­ся неузнанным.

СПРАШИВАЙТЕ, нуждается ли человек в помощи.

Помогая, убеждайтесь в том, что слабовидящий в курсе происходящего вокруг, для чего давайте сло­весные комментарии, особенно о ценах.

Если вас спрашивают о направлениях, не указывайте рукой, а давайте словесные объяснения.

Помогая инвалиду по зрению, дайте ему возможность, если необходимо, держать вас за руку.

Пожалуйста, не думайте, что человек, использующий белую трость или собаку-проводника, является непременно тотально слепым.

Не думайте, что человек, способный видеть доста­точно хорошо для совершения одного какого-нибудь действия, может совершать с этим же уровнем зрения любые другие операции.

Не кричите — говорите нормально и четко.

Не пытайтесь определить, что человек видит, а чего он не видит, спросите у него самого.

ГАРАНТИРУЙТЕ, ЧТОБЫ...

Все входы были легко доступны и не загораживались и препятствиями,

около входа имелась информация,

качество освещения было высоким, так как это может помочь слабовидящему,

цвета сочетались с освещением, облегчая зритель­ную работу,

важные места/участки пространства были выделены цветовым контрастом,

ступени (перемены в уровне пола), лифты были выне­сены из окружающего пространства, выделенные контраст­ным цветом или контрастной поверхностью,

пешеходные дорожки содержались чистыми от посто­ронних предметов и обозначались цветными поручнями,

все указатели (надписи) были хорошо видны и читае­мы, благодаря правильному — на уровне глаз — располо­жению хорошего освещения, хорошей контрастности,

сидя за обеденным столом в ресторане, можно было бы воспользоваться крупнопечатным меню и дополнитель­ной подсветкой,

все ступени и изменения уровня поверхности были хорошо освещены, имели контрастные предохранительные оковки и направляющие перила,

звуковые сигналы, где это возможно, дополняли ви­зуальные,

все служащие были ознакомлены с проблемами зри­тельной инвалидности и могли, а также готовы были бы помочь.

 

ИЗБЕГАЙТЕ, ЧТОБЫ...

Источники света слепили глаза и/или были слишком резки,

поверхности, особенно дверей, были стеклянными. Там, где такая поверхность существует, обозначьте ее контрастной полосой,

оставались загромождающие пространство предме­ты, особенно в зонах движения пешеходов,

в местах передвижения пешеходов попадались грубо обработанные поверхности и острые края, так как они могут стать причиной травмы,

двери/окна были полуоткрыты — в таком положении они могут представлять угрозу для инвалидов по зрению,

хрупкие предметы стояли свободно в комнатах и на улице, особенно — вблизи входов/выходов.

:Главная страничка: :История: :Фонды: :Отдел обслуживания: :Отдел внестационарного обслуживания: :Отдел комплектования и обработки: :Информационно-методический центр: :Услуги: :Творчество наших читателей: :События и праздники: :Полезная и методическая информация:

Hosted by uCoz