Полезная и методическая информация.

Шерри Мур

 

“ИСТОКИ”

Практическое руководство для родителей и учителей в работе с детьми раннего возраста с нарушением зрения (Отрывки из книги)

 

Уважаемые читатели!

Мы начинаем публиковать отрывки из книги английского тифлопедагога Шерри Мур. Эта книга прежде всего является практическим руководством для родителей и учителей в работе с детьми раннего возраста с нарушением зрения.

 

Часть 1. СУТЬ ДЕЛА

 

Момент, когда вы узнаёте, что у вашего ребёнка нарушено зрение, становится кризисным для большинства родителей. Когда бы ни стало ясным, что у вашего малыша нарушено зрение: во время родов или чуть позже вы обычно ощущаете шок, горе, громадное разочарование, гнев, безнадёжность, возмущение, обиду, растерянность. Такие чувства являются нормальной реакцией на ситуацию, с которой вы столкнулись. Такие же чувства переживались и другими родителями.

У вас есть право на эти чувства, но они должны соотноситься с мыслями о том, что же делать с этими чувствами.

Поделитесь своими чувствами

Полезно говорить про свои чувства и страхи с другими. Когда вы определите, сформулируете и обсудите их, это сделает их более простыми и понятными вам самим, и облегчит ваше бремя. Кроме того, если вы поделитесь ими, это даст вам возможность получить эмоциональную поддержку, чувство перспективы, и возможность получения информации.

Во-первых, вы можете быть подавлены негативными эмоциями. Но по мере ухода и узнавания вашего ребенка у вас начнут появляться позитивные чувства любви и очарования вашим малышом. И хотя временами вы будете продолжать испытывать гнев и печаль, вы будете наслаждаться многими счастливыми моментами со своим малышом.

Если вы женаты (замужем), ваш супруг (супруга) может стать основным источником вашего душевного комфорта. Возможно, он или она также нуждаются в вашей поддержке. Рождение любого ребенка влияет на супружество во многих отношениях, рождение ребенка с потерей зрения может преподнести особые проблемы. Каждый из родителей так потрясен и поглощен своими собственными чувствами, что совсем забывает о том, что у его спутника могут быть аналогичные переживания. Говорите друг другу про свои чувства и страхи. Возобновите общение друг с другом. Ваши старания укрепить вашу взаимосвязь, сделать её более тесной и стабильной, важны для вас и вашего ребёнка.

Получение внешней помощи

Ищите помощи у близких друзей, других членов семьи, священников, юристов. Получить такую поддержку особенно важно, если вы воспитываете ребенка один (одна). Найдите кого-нибудь, кому вы доверяете, и с кем могли бы поговорить. Если у вас это первый ребёнок, просите советов у родственников и друзей, обладающих опытом ухода за ребёнком. Ваш ребёнок, даже если у него сложные и тяжелые отклонения в развитии, больше похож на других младенцев, чем отличается от них. Как у любого молодого родителя, у вас, вероятно, возникнет много вопросов. Узнайте, есть ли поблизости от места вашего проживания программа по обучению родителей.

Центр здоровья, общество для слепых, университет для родителей и некоторые частные консультации для родителей или семей, которые хотят понять и справиться с проблемой и ситуацией. Компетентные профессионалы могут помочь вам увидеть ситуацию объективно, наметить альтернативы и руководить вами на вашем пути установления нормального взаимодействия с вашем ребёнком, страдающим нарушением зрения. Что касается вас и вашего супруга, вы должны согласиться включить других братьев и сестёр ребёнка или других членов семьи в число советчиков.

Беседы с другими родителями, имеющими детей с нарушением зрения, очень важны. Это поможет вам избавиться от чувства одиночества, поможет вам разрешить некоторые ваши опасения. Мы поместим в конце текста адреса и телефоны, куда бы вы могли обратиться за помощью.

Если вы не нашли родительскую группу, вы можете сами организовать ее, начав с еще двух или трех других родителей. Взаимная поддержка, которую вы сможете дать друг другу, оправдает ваши усилия. Существуют руководства по организации родительских групп, которые составлены Американским советом для слепых, Родительской группой Национальной Ассоциации родителей, имеющих детей с нарушениями зрения.

Беседы с учителем, который работает в вашем районе с маленькими детьми с проблемами зрения, поможет вам получить нужную информацию. В некоторых регионах работа с детьми, имеющими проблемы зрения, начинается сразу после рождения ребёнка.

И, наконец, ваш педиатр или детский окулист могут дать вам данные, в которых вы нуждаетесь для уточнения характера, тяжести, последствий и возможных причин нарушения зрения. Доктор может знать о наличии и уровне различных медико-педагогических и консультативных служб в ближайшем окружении. Если у вашеro ребёнка только зрительные нарушения, спросите у врача об очках или контактных линзах. Обследование зрения необходимо вашему ребёнку для определения уровня снижения зрения, наличии у него остаточного зрения и развития отдельных параметров зрительных функций.

Основной путь

Начав однажды борьбу с вашими чувствами по поводу нарушения зрения у вашего малыша, вы, возможно, будете более терпимы к реакциям вашего супруга и других людей. Если в семье есть другие дети, им нужна уверенность в том, что новый ребёнок не займет всё ваше время. Они нуждаются также в заверениях, что они не ответственны за потерю зрения у малыша, им нужно постоянно говорить о том, что они не потеряют способность видеть. Каждому ребёнку в семье нужно уделять особое внимание, пусть всего на несколько минут. Помогите другим детям в семье понять, что такое потеря зрения и как она влияет на всю семью. Поощряйте желание братьев и сестёр поиграть с малышом и помочь в уходе за ним. Дайте им ощущение нужности и важности быть частью жизни младенца. Однако, будьте внимательны, не взваливайте на них все бремя ухода за младенцем. Пусть дети реагируют на ситуацию в соответствии с их собственными потребностями и нуждами. Отнеситесь к ним с сочувствием, пусть ваши другие дети знают, что их чувства тоже нормальны.

Родственники и друзья обычно будут ориентироваться на ваше отношение и действия. Вы можете передать им уверенность в том факте, что ваш малыш — это, прежде всего ребёнок и только, во-вторых, это ребёнок с потерей зрения. Объясните своим гостям, что они могут играть с вашим ребёнком, как с любым другим.

Дедушки, бабушки и другие близкие родственники часто сопереживают и вам, и вашему ребёнку. Сделайте очевидным для них, что связь между вами не прервалась, и отношения не изменились. У них, возможно будут вопросы про нарушение зрения у вашего ребёнка. Если вы открыто будете это обсуждать, им проще будет задать вам свои вопросы. Это даст возможность изменить некоторые ошибочные мнения и добиться их ценной поддержки. Даже когда ребёнок станет старше, и семья, и друзья, и соседи в своих собственных переживаниях будут ориентированы на вашу позицию.

Кроме того, родственники и друзья не всегда отличаются истинным пониманием. Причиной этого может быть их желание найти истоки этого нарушения зрения. Многим молодым родителям говорят; “С нашей стороны никогда не было этого дефекта, он перешел с вашей стороны”. Определение того, какая из сторон виновата, ничему не поможет. Пресекайте такие обсуждения, если они возникнут в вашей семье. Вы должны говорить об этом с другими родителями детей с нарушением зрения, обсуждать, что делать в такой ситуации. Главное не то, что является причиной нарушения, а в том, что делать с этим сейчас.

Кстати, незнакомые или малознакомые люди, а может быть, и кто-нибудь, кого вы знаете хорошо, могут вести себя грубо, оскорбительно. Попытайтесь спокойно отнестись к их комментариям. В такой ситуации из тонкокожего вы должны стать толстокожим. Есть один вопрос, который вы будете слышать снова и снова: “Что

случилось с его глазами?” Вы можете приготовить короткий основной ответ и с его помощью, конструктивно использовать ситуацию, научить других. Часто негативные реакции и комментарии базируются на игнорировании. Одна мама близнецов — без каких-либо отклонений — всегда привлекала к себе внимание, прогуливаясь с двойной прогулочной коляской, часто слышала реплики: “Близнецы! Двойные неприятности!” На это она всегда отвечала: “Мы предпочитаем думать о них, как о двойном удовольствии”. Это, конечно, не совсем то, что получать непрошеные советы и комментарии по поводу ребёнка с потерей зрения.

Вы должны уметь сдерживать себя, если кто-нибудь задаст вам оскорбительный вопрос. Помните, что ребёнок, даже еще не умеющий хорошо ходить, уже может понять и ваш ответ, и ваше отношение. Например, в универсаме, когда вас кто-то спросит: “Что случилось с вашим ребёнком?”, простым ответом может быть: “У моего ребёнка проблемы со зрением. Он очень хороший ребёнок и мы без ума от него”. Вы можете при этом сбавить тон, будьте доброжелательны и позитивно настроены.

ОСТАВЬТЕ ВРЕМЯ ДЛЯ СЕБЯ

Иметь время для себя важно в воспитании любого ребёнка. Выделить время для себя так же необходимо, как и время для супруга и других детей в семье. Ваш ребёнок должен стать основной частью вашей жизни, но не позволяйте ему управлять вашей жизнью. Если вы ему это позволите, он будет постоянно зависеть от вас. Из слов роди ребёнка с потерей зрения: “Если вы дадите ребёнку управлять вашей жизнью, он превратит в руины вашу жизнь, а вы его”.

Время от времени в течение дня находите способы расслабиться, пусть даже на несколько минут. Откройте для себя, какие вещи вас успокаивают. Возможно, это сидение на полу, удобно устроив ноги, чашка кофе, музыка. Включайте эти занятия в жизнь.

Каждую неделю делайте что-нибудь вне дома или найдите кого-нибудь, кто возьмёт малыша к себе, пока вы будете наслаждаться миром и покоем у себя дома. Общественная и социальная деятельность, так же как и другие увлечения и интересы, которые вы планировали продолжить после рождения младенца, не должны быть нарушены только потому, что у вашего ребенка проблемы со зрением.

Не чувствуйте себя виноватым из-за того, что часть времени вы проведёте без своего малыша. Ваш ребёнок привыкнет, что есть другие люди, которым можно доверить уход за ним. Кроме того, это даст возможность няне или родственнику возможность лучше узнать малыша. Начинайте выделять время для себя, когда ваш ребёнок ещё очень маленький, и он будет воспринимать это нормально. Выберите любящую и вызывающую доверие няню или родственника и наслаждайтесь отдыхом. Учитесь доверять другим — это важная часть в социальном развитии вашего ребёнка.

ПОСТРОЙТЕ ГИБКОЕ РАСПИСАНИЕ

Составление дневного расписания может также снять ежедневное напряжение. Если вы работаете, найдите время составить расписание по уходу за ребёнком совместно с няней или работниками дневного детского учреждения, в котором будет находиться ребёнок. Часто бывает, что ежедневные занятия распределены так, что наименее любимые оставлены на последнюю минуту и свалены в кучу. Между тем ваш ребёнок находит комфортным гибкий, но регулярный режим.

Разговаривайте со своим ребёнком, всегда говорите ему, что вы делаете. Дайте своему ребёнку очевидные звуковые и другие возможные сенсорные знаки, сигналы, чтобы ребёнок мог понять, что происходит сейчас и, что будет происходить дальше, и приготовиться к этому. Например, ритуал укладывания спать может включать в себя песню или историю, которые будут сигналом отхода ко сну.

Слишком жёсткий график может стать причиной многих проблем. Ребёнок, поставленный в слишком жёсткие рамки, не может адаптироваться даже к незначительным изменениям в распорядке. Использование регулярного, но гибкого графика приучит ребёнка к обычному распорядку, с присущими ему неизбежными жизненными паузами и переменами.

В течение дня работа состоит из развития независимости ребёнка. Пусть ваш ребёнок помогает вам всегда, когда это возможно. Ваши руки должны обхватывать руки ребёнка, и вы совмещение будете производить действия. Объясняйте ему всё, что происходит, находите время обнять ребёнка. По словам матери ребёнка с потерей зрения, “объятия очень часто — каждый день — дают нам обоим лучше чувствовать друг друга и подбадривают нас”.

Далее помещен примерный распорядок дня для маленького ребёнка. Приспособьте его к своей собственной ситуации. Помните, что все дети имеют свои собственные уникальные стереотипы бодрствования, сна и еды. Учитывайте их при своём планировании. Вы должны написать свой собственный график и поместить его там, где вы сами, няня и другие могли его видеть и следовать ему.

 

 

Примерный распорядок дня

Утро

Входя в комнату, разбудите ребёнка словами, обращенными к нему.

Прикасайтесь к своему малышу, ласкайте его. (Потратьте несколько минут, разговаривая с ним, или спойте ему песенку.)

Оденьте ребёнка.

Подайте завтрак.

Играйте в простые игры или делайте упражнения с вашим ребёнком.

Подайте ребёнку лёгкую промежуточную еду или сок.

Играйте с ребёнком, выполняйте с ним несложную работу, используя его окружение. (В хорошую погоду пользуйтесь случаем выйти из дому.) При любой возможности берите с собой ребёнка, когда вы выполняете работу возле дома, используя для этого поводья, рюкзачок для переноски ребёнка и другие приспособления. Если вы работаете в другом месте, пристройте ребёнка возле себя, пусть он играет или дремлет на полу возле вас. Пусть ребёнок будет с вами или поблизости от вас, когда вы готовите второй завтрак.

День

Подайте обед или другую еду. Говорите ребёнку, что вы делаете и что он ест.

Посадите ребёнка вниз на коврик подремать. (Это ваше свободное время!)

Играйте с вашим ребёнком, используя различные игры, упражнения и другие виды деятельности, стимулирующие сенсорику.

Подайте обед.

Поместите ребёнка возле себя или в контролируемой вами игровой зоне, пока вы готовите ужин.

Вечер

Подайте ужин для всей семьи. Пусть ребёнок сидит за общим столом, пьёт из бутылочки или ест руками твёрдую пищу.

Готовьте ребёнка к ванной. В ванной используйте все возможности для развития ребёнка и накопления им сенсорного опыта. ^ Оденьте ребёнка ко сну.

Гладьте ребёнка, пойте ему, читайте истории или выполняйте расслабляющие упражнения. • Обнимите ребёнка и мягко поговорите с ним. “ Положите ребёнка в кровать.

Прикоснитесь к ребёнку и скажите: “Спокойной ночи!”

И, наконец, помните: ваше расписание должно соответствовать стилю жизни вашей семьи. Используйте это расписание в ежедневной жизни. Помните, такое однообразие и упорядоченность помогут и вам, и вашей семье, и вашему ребёнку.

УСПЕШНЫЙ СТАРТ

Наиболее важные факторы для развития вашего ребёнка — это вы и окружение, весь окружающий ребёнка мир. Ваша любовь обеспечивает ему надёжность и безопасность, в которых он нуждается для развития и обучения. Окружение, которое вы организуете, знакомит ребёнка с предметами окружающего мира и возможностью их использования, что необходимо для его развития. Ваш ребёнок, как и другие дети, начинает учиться с рождения, разглядывая, ощупывая, воспринимая звуки, запахи и исследуя своё окружение. Это происходит так, даже если ваш ребёнок продолжительное время находится в детской кроватке.

Исследование и взаимодействие

Во-первых, каждый маленький ребёнок нуждается в помощи в его исследовании и взаимодействии с окружающими его предметами. Дети должны научиться понимать свои ощущения. Через ощущения ребёнок учится получать информацию об окружающих предметах: их размерах, формах, их близости или отдалённости, их назначениях. В основном этот ранний фундамент обучения формируется через игру. Родители начинают играть с малышом, обнимая его, держа его на руках, показывая ему игрушки, предметы домашней обстановки. С помощью жестов и слов ребёнку помогают сосредоточить внимание на отдельных ощущениях и интерпретировать их. “Ты слышишь это? Это твоя погремушка. Где она?”

Когда ребёнок становится старше, он начинает интерпретировать получаемые ощущения без помощи взрослых. Кроме того, он начинает имитировать действия других людей. После наблюдения за действиями дети пытаются повторить их. Открывая для себя всё больше и больше действий и обследуя окружающее путём проб и ошибок, малыши всё больше и больше начинают обучаться сами. Ребёнок с нарушением зрения развивается тем же путём, познавая окружающий мир и двигаясь всё к большей независимости.

Обеспечивайте разнообразное окружение

Кроме любви и безопасности, одна из самых больших потребностей вашего ребёнка с потерей зрения — это разнообразное стимулирующее окружение и поощрение исследования его. Так как ваш ребёнок не видит или видит ограниченно, он не должен находиться далеко от людей и объектов и должен иметь возможность трогать, слушать, нюхать и пробовать на вкус. У ребёнка с проблемами зрения нет настроения, желания и мотивации к исследованиям. Он почти всё время находится один в своей колыбельке. Вы должны помочь изменить это, приблизив окружение к нему. Не забывайте часто разговаривать с малышом, объяснять ему, что происходит в непосредственном окружении. Объясняйте ему натуральные звуки, которые его окружают, но не звуки телевизора, радио и т. д. Пока ваш ребёнок не спит, поднимите его, поносите вокруг. Носите его с собой за спиной в повязке или специальном рюкзачке. Если вы работаете вне дома, положите его на животик туда, где вы можете хорошо его видеть.

Убедитесь, что ваш ребёнок знает, когда вы собираетесь взять его на руки или хотите поиграть. Подавайте ему об этом сигнал: звук, касание перед началом действия.

Если у вашего ребёнка есть остаточное зрение, убедитесь в том, что предмет находится в поле его зрения. Пусть малыш обследует предметы, которые не видит, путём ощупывания. Направьте обе руки ребёнка, чтобы они обхватили предмет или игрушку, когда вы предлагаете ему, покажите, как её использовать, назовите её и опишите словами.

Эта вербальная информация может казаться вам бесполезной в столь раннем возрасте, но младенцы копят информацию и будут постепенно использовать её в перспективе. Повторение необходимо. Знакомство ребёнка с миром, таким образом, требует много времени, но это единственный путь, на котором ребёнок способен понять смысл информации, получаемой от органов чувств, и использовать эту информацию, чтобы стать независимым. Начните с рождения описывать вашему ребёнку игрушки, дом, обстановку, события, происходящие вокруг, и поощряйте его исследования. Если вы будете делать это ежедневно, это станет вашей второй натурой.

Вначале ваш ребёнок может неохотно трогать предметы. Это специфическая черта младенцев, которые находились в инкубаторе более 2 — 3 дней после рождения. Вы должны постепенно приучать ребёнка ощупывать, обнимать, исследовать неизвестные раздражители. Ваша любовь и нежность в сочетании с настойчивостью преодолеют это естественное нежелание. Если ребёнок оказывает сопротивление, важно не возвращаться назад и не подталкивать вперёд ребёнка. Настойчиво и обдуманно измените свой подход.

Построение навыков вашего младенца

У детей с проблемами зрения имеются специфические трудности на тех этапах развития, на которых зрение играет решающую роль. Если развитие навыков ниже своего уровня, почаще кладите своего ребёнка на животик, делайте это с самого рождения. Многие дети сначала не любят лежать в этой позе. Однако поза “на животе” крайне важна для вашего ребёнка: он учится поднимать и держать голову, развивается контроль головы, развиваются мышцы груди, шеи и плеч. Без этого другие двигательные навыки также будут формироваться с отставанием.

Ваш ребёнок следует тем же этапам развития, что и другие младенцы, и ему необходима помощь в следующих направлениях.

Игра с руками и пальцами рук и манипуляция предметами по средней линии

У младенцев с хорошим зрением есть такой период развития, когда они начинают зрительно обследовать свои руки. От этого они переходят к периоду игры с руками — одной рукой играют пальцами другой, обычно по средней линии тела. Вскоре после этого они захватывают предмет и манипулируют с ним, держа двумя руками. Они обследуют объект, поворачивают его и перекладывают из одной руки в другую.

Дети с потерей зрения, вероятно потому, что у них нет возможности следить за работой своих рук, начинают пользоваться руками в более позднем возрасте, чем другие младенцы. Помогите ребёнку привести свои руки вместе на среднюю линию, на руки или запястья наденьте браслет с колокольчиками, яркие перчатки или носки, помпоны из пряжи, маленькие надувные шары — всё, что может помочь ребёнку сфокусировать внимание на своих руках. Творчески подходите к этому, посмотрите вокруг себя в доме, что может быть использовано из обычных вещей в этих необычных целях. Клейкая упаковочная лента или разноцветные ленты — хороший пример.

Вы должны поощрять также использование больших ярких игрушек. Большие игрушки требуют одновременной работы двух рук и помогают чувствовать и использовать руки одновременно. Подвесьте эти предметы над кроваткой с помощью верёвку или цветной ленты и поощряйте вашего ребёнка толкать и бить по ним. Хорошо включить в работу яркие предметы из интересного по фактуре материала, издающие при ударе звуки.

Приведите руки ребёнка вместе по средней линии и играйте с ним в игры типа “ладушки”. Для некоторых детей поза на боку лучше, чем другие позы. Это облегчает приведение рук к средней линии.

Младенцы любят также играть своими ножками, и многие из перечисленных идей можно использовать, чтобы содействовать этому. Проще всего это можно сделать, когда ребёнок лежит на спине.

Помимо использования тактильной чувствительности для привлечения внимания ребёнка к своим ручкам и ножкам можно использовать и обоняние, смочив несколькими каплями духов руки или ноги.

Использование звучащих предметов

Видящие дети стремятся взять предмет в основном потому, что они его видят. Способность брать предмет развивается у них обычно к 5 месяцам. Способность стремиться к невидимому предмету только по звуку появляется гораздо позже этого возраста. Дети не стремятся к объекту до 10 или 11 месяцев. Чтобы не терять ценное время, учите своего ребёнка тянуться к игрушке, хватать её, организуйте много возможностей для тренировки этих навыков. У вас должно быть много звучащих предметов для обследования: погремушки, пищалки, музыкальные игрушки, закрытая пластиковая бутылочка или коробочка, наполненные рисом или горохом, детский ксилофон, барабан и т. д.

Пытайтесь заинтересовать ребёнка ими и приучайте хватать их, когда ребёнку всего несколько месяцев. Не ждите немедленного результата, может пройти много месяцев, прежде чем ребёнок самостоятельно схватит объект, но это будет весёлое обучение, если вы будете проводить его в форме игры.

Начинайте игру ребёнка со звучащими игрушками с нескольких минут. Предлагайте ребёнку послушать звук, а потом ощупать предмет. Затем возьмите игрушку из руки ребёнка и держите её в 5—6 см от ребёнка. Издайте игрушкой звук и побуждайте ребёнка схватить её. Если ребёнок после нескольких повторений сам не стремится к игрушке, направьте его руки к игрушке, снова издайте звук. Затем попробуйте снова. Если ребёнок делает хоть слабое движение по направлению к игрушке, наградите его, дав игрушку поиграть на несколько мгновений. Если ребёнок научился тянуться к игрушке, отодвигайте её каждый раз чуть-чуть подальше. Позже держите игрушку в различных положениях возле ребёнка, чтобы он мог найти и схватить её. На то время, когда вы не можете быть с ребёнком и развивать его хватание, подвесьте свободно звучащие, ярко окрашенные предметы из интересного материала в детской кроватке, над местом, где он играет, возле детского стульчика. Предметы могут быть привязаны эластичной лентой или обычной резинкой, причём несколько из них должны быть привязаны так, чтобы ребёнок мог прикоснуться к ним даже при лёгком движении.

Учите ребёнка повсюду двигаться

Очевидно, что учить ребёнка передвигаться в окружающем его мире важно, ребёнок же с потерей зрения нуждается в стимуляции с раннего возраста. Сначала младенец нуждается в чувстве доверия и безопасности, чувствуя себя настолько в безопасности, чтобы отважиться на риск. Это ваша обязанность сформировать это чувство со дня рождения ребёнка, организовав дома безопасную зону для движений ребёнка, и сделать это настолько интересным, чтобы ребёнок хотел двигаться. Поощряйте стремление ребёнка ходить повсюду, сделав это занятие весёлым и заслуживающим вознаграждения. Используйте для стимуляции его движений игрушки, которые он любит. Приглашайте ребёнка ползти или медленно идти к мигалке, положите его на софу играть с подушками, поощряйте его ползти, чтобы схватить пищащую игрушку, и т. д. Убедитесь, что дома всё создано для движений. Ваш ребёнок может бояться ходить везде по полу, если пол скользкий и ребёнок часто падает. Если пол холодный, то ребёнок может решить, что лучше ему передвигаться в передвижном сиденье. Если ребёнок много раз пытается подтянуться за пуфик, чтобы встать, а пуфик всё время отъезжает, у него может появиться мысль, что сидеть или ползать вполне достаточно и интересно. Итак, поощряйте вашего ребёнка на всё, что сделает его независимым, но убедитесь, что положение, в котором он находится, наилучшее из всех возможных, которое и приведёт его к успеху.

(Продолжение следует)

Школьный вестник. - № 11,2001; № 6, 2002; № 8, 2002 гг.

:Главная страничка: :История: :Фонды: :Отдел обслуживания: :Отдел внестационарного обслуживания: :Отдел комплектования и обработки: :Информационно-методический центр: :Услуги: :Творчество наших читателей: :События и праздники: :Полезная и методическая информация:

Hosted by uCoz