Полезная и методическая информация.

РАННЯЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
(ПЕРЕВОД С АНГЛИЙСКОГО
)

Тереза Х. Рафаловски

Перевод с английского Г.С. Елфимовой
Редактор-составитель Г.П. Коваленко
Отв. за выпуск А.Д. Макеева


ЧАСТЬ I

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
О ВАШЕМ РЕБЕНКЕ

 

•  Наиболее важная вещь, которую вы должны знать о своем слепом или слабовидящем ребенке, заключается в том, что в первую очередь он - ребенок. У него те же желания и потребности, что и у всех детей. И на первое место должны быть поставлены потребности детства, а не слепоты.
Вы уже поняли, что у вашего ребенка есть проблемы со зрением. Возможно, вы беспокоитесь из-за того, что не знаете, как ему помочь. Не бойтесь. По мере того, как ваш ребенок будет расти, вы поймете, что нужно делать. А в данный момент вашему ребенку больше всего необходимо то, что необходимо всем детям: ваша любовь, ваше внимание, ваше терпение, дом и пища. И вы уже знаете, как предоставить ему все это. Это самое важное.

 

•  У вашего ребенка есть проблемы со зрением, но это вовсе не значит, что он страдает умственной отсталостью.
Возможно, вначале некоторые виды деятельности будут даваться вашему ребенку трудней, чем его зрячим сверстникам. Это связано с тем, что недостаток или отсутствие зрения ограничивают возможности ознакомления с теми или иными видами двигательной активности. Незрячему ребенку требуется больше времени, помощи и практики. При вашей помощи ребенок научится делать то же самое, что и зрячие дети. Возможно ему потребуется больше времени на то, чтобы научиться ходить или говорить, но это вовсе не значит, что он страдает умственной отсталостью.

 

•  Иногда ваш ребенок может что-то видеть (различать отдельные предметы).
Возможно, вам сказали, что ваш ребенок слепой и не может видеть, но иногда вам кажется, что он различает свет, движения или отдельные предметы. Вполне возможно, что вы правы, так как большинство "слепых" детей не являются тотально слепыми, а имеют остаточное зрение. Например, могут различать предметы, если их поднести очень близко к лицу или если они ярко окрашены. Каждый ребенок индивидуален, и индивидуальны условия, при которых он может использовать остаточное зрение.

 

•  Ваш ребенок может подносить предметы очень близко к глазам, чтобы рассмотреть их.
Если у вашего ребенка есть остаточное зрение, он будет подносить предметы очень близко к глазам, чтобы рассмотреть их. Он может также держать предметы не прямо перед собой, а сбоку, или наклонять голову набок. Он поступает так, потому что может рассмотреть эти предметы с помощью периферического зрения. Позвольте вашему ребенку держать предметы и поворачивать голову так, как ему удобнее при рассматривании предмета.

 

•  Ваш ребенок должен использовать другие органы чувств (осязание, слух, обоняние и вкус) для ознакомления с окружающим его миром.
Вот способы, которыми ваш ребенок может пользоваться для познания окружающего мира:
> с помощью осязания он может научиться распознавать предметы домашнего обихода, такие, как ложки, вилки, различные емкости, одежду, игрушки и инструменты;
> с помощью слуха он может научиться узнавать людей по их голосам, животных или предметы по звукам, издаваемым ими, например, машины, холодильники;
> с помощью обоняния он может научиться распознавать пищу и такие места, как магазины, например, булочные или цветочные магазины;
> по вкусу ребенок определит вид и характер пищи.

 

•  Ваш ребенок может прикасаться к предметам ртом или языком.
Иногда ваш ребенок прикасается к предметам языком или ртом, стараясь "почувствовать" размер, форму, текстуру поверхности или температуру. Используя органы осязания, слуха, обоняния и вкуса, слепые дети больше узнают об объектах. Это безопасно при условии, что объект чистый и достаточно большой, чтобы ребенок не мог его проглотить. Если ребенок начинает использовать зубы, нужно прекратить ознакомление с предметами с помощью рта, и перейти к осязательному изучению предметов руками.

 

•  Разговаривайте с вашим ребенком.
Вам необходимо рассказать вашему ребенку о предметах, которые он не может увидеть. Объясняйте ему, что происходит вокруг, что вы делаете, где вы находитесь, к чему он прикасается, что он слышит, что ест или воспринимает с помощью обоняния. Например, если вы моете пол, рассказывайте ребенку, что собираетесь делать, чтобы он учился распознавать значения звуков.
Разговаривайте с ребенком и объясняйте ему происходящее, даже пока он еще совсем маленький. Помните, что очень маленькие дети могут понимать, что вы говорите, несмотря на то, что они еще не умеют разговаривать.
Разговаривайте с ребенком, даже если вы находитесь в другой комнате. Звук вашего голоса внушает ребенку чувство безопасности, так как он знает, что вы рядом.

 

•  Давайте вашему ребенку точные указания.
Давая ребенку указание или объясняя ему, где что находится, избегайте употребления выражений "там" или "здесь", а также жестов. Так как ваш ребенок имеет проблемы со зрением, эти слова и действия не несут для него никакой смысловой нагрузки. Будьте точны! Например, не употребляя выражения: "Ваза с яблоками стоит вон там", будьте точны и скажите: "Ваза с яблоками стоит на полу позади тебя".

 

•  Берите ребенка с собой.
Не оставляйте вашего ребенка в одной и той же комнате на весь день. Берите его с собой, если вы работаете дома или в саду, если вы идете в магазин или в гости.
Пока ваш ребенок еще маленький, ему необходимо учиться распознавать различные звуки, запахи, температуру или движения различных объектов. Беря ребенка с собой, рассказывайте ему, что происходит вокруг.

 

•  Направляйте руки ребенка при ощупывании предметов.
Осязание - один из важнейших органов чувств, с помощью которых ребенок познает окружающий его мир. Возьмите руки ребенка и помогите ему "осмотреть" или почувствовать предметы. Направляйте его руки при ощупывании поверхностей предметов, нахождении отверстий, изучении размеров, формы или веса, определении способов движения предмета. Делайте это мягко, положив свои руки на его и аккуратно прикасаясь к предмету. Рассказывайте о том, к чему вы прикасаетесь.

 

•  Помогайте своему ребенку узнавать, где какие вещи хранятся, напоминайте, что после использования их нужно класть на то же самое место.
Вашему ребенку необходимо знать, откуда берутся предметы. Если он этого не знает, то ему проще думать, что они появляются "по мановению волшебной палочки". Так будет происходить, если вы постоянно будете сами доставать вещи и передавать их ребенку в руки. Лучше, если ребенок будет доставать вещь вместе с вами. Например, если вы хотите поиграть с вашим ребенком в мяч, доставайте его вместе, чтобы ребенок знал, где мяч хранится.
Также очень важно возвращать вещи на место после того, как вы или ваш ребенок закончили пользоваться ими. Тогда ребенок в следующий раз сможет найти их самостоятельно. Зрячие дети могут быстро найти необходимую им вещь с помощью зрения. Слепому ребенку приходится медленно и тщательно ощупывать руками все поверхности, если вещь не лежит на определенном месте.

 

•  Кладите свои руки поверх рук ребенка и направляйте его действия, стоя за его спиной.
Когда вы обучаете ребенка каким-либо новым действиям, встаньте, сядьте или опуститесь на колени позади него и положите свои руки на его, чтобы направлять его движения. Например, стоя за его спиной, показывайте ему, как пользоваться ложкой или вилкой или как застегивать рубашку. Для ребенка проще имитировать ваши движения, если вы стоите за его спиной, так как он ощущает движения вашего тела.

 

•  Предотвращайте вредные привычки.
Иногда, если слепые дети скучают или чувствуют себя некомфортно, они делают движения, которые не привлекательно выглядят, а, возможно, бывают вредными для ребенка. К ним могут относиться покачивание тела, вращение глазами, похлопывание руками и т.д. Вы можете предотвратить укоренение этих вредных привычек:
> давая ребенку какой-нибудь интересный предмет для игры;
>изменяя позу или местоположение ребенка;
>отвлекая внимание ребенка, играя с ним или напевая ему песенку.

 

•  Помогите своему ребенку развить хорошую осанку.
Хорошая осанка важна для каждого из нас. Это помогает не только поддерживать мускулатуру в хорошем состоянии, но также делает нас визуально более привлекательными. Вид людей с хорошей осанкой побуждает нас исправлять свою. Слепые дети не имеют такого постоянного стимула. Помогите своему ребенку развить привычку стоять прямо и ровно. Если вы видите, что он опускает голову или горбит плечи, напомните ему о необходимости стоять прямо: "Ты так прекрасно выглядишь, когда не горбишься".

 

•  Помогите своему ребенку развить привычку поворачивать лицо к собеседнику.
Напоминайте своему ребенку о необходимости поворачивать лицо к человеку, разговаривающему с ним. Это поможет говорящему узнать, что его действительно слушают. Это также проявление уважения к собеседнику.

 

•  Предоставьте вашему ребенку как можно больше условий для приобретения опыта.
Ваш ребенок узнает окружающий мир по вашим рассказам, но еще больше он узнает, принимая непосредственное участие в происходящем или прикасаясь к предметам, которые вы описываете.
Например, ваш ребенок лучше поймет, как готовится пища, если вы позволите ему помогать вам при подборе продуктов и непосредственно при приготовлении пищи, чем если он только будет слушать ваши рассказы. Или он научится лучше узнавать кошку, если вы дадите ему возможность подержать это животное в руках.

 

•  Не жалейте и не балуйте своего ребенка.
Ваш ребенок нуждается в вашей поддержке и ободрении, чтобы увериться в своих силах. Если же вы будете жалеть его, то он вырастет несамостоятельным, неуверенным. Если вы или другие люди будут из жалости баловать незрячего ребенка, он вырастет эгоистичным и не сможет найти себе друзей. Обращайтесь с незрячим ребенком как со зрячим, приучайте его к дисциплине так, как если бы вы воспитывали зрячего ребенка.

 

•  Позвольте своему ребенку принимать полноценное участие в делах семьи.
Позвольте своему ребенку помогать вам в ежедневных делах, так как вы позволяли бы это зрячему ребенку. Он сможет помогать вам как дома, так и на улице. Вам придется первое время направлять движения его рук и несколько раз повторять инструкции, поскольку он не может вас видеть, чтобы имитировать ваши движения.
Важно, чтобы как можно раньше ваш ребенок начал принимать участие в ежедневной работе по дому, это позволит ему чувствовать себя полноценным членом семьи, а также вырасти самостоятельным человеком, жизнь которого не будет зависеть от посторонней помощи.

 

•  Поощряйте своего ребенка играть со зрячими детьми.
Как и все дети, ваш ребенок нуждается в друзьях, с которыми он мог бы играть. Вам не следует ограничивать круг общения вашего ребенка только другими слепыми детьми. Для него очень важно научиться чувствовать себя уверенно в обществе зрячих детей. Когда зрячие и слепые дети играют вместе, они часто находят возможности изменения правил игры таким образом, чтобы в них могли принимать участие все.

 

•  Чтобы познавать окружающий мир, вашему ребенку необходимо быть активным.
Так как ваш ребенок имеет проблемы со зрением, вы, возможно, очень боитесь, что он поранится. Все дети, а особенно слепые, должны проявлять активность при познании окружающего мира. Все дети набивают себе шишки, пока растут. Слепые дети не более хрупкие, чем зрячие, им просто необходимо быть более осторожными. Конечно, вам нужно проверять, безопасна ли для ребенка игровая площадка. Но не мешайте ему принимать участие в активных играх или исследовании окружающего пространства.


ЧАСТЬ II

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
ДЛЯ ДОМА, В КОТОРОМ ЖИВЕТ СЛЕПОЙ РЕБЕНОК.

 

Это очень важно, чтобы вы постарались сделать свой дом как можно более безопасным и смогли предотвратить возможность несчастного случая с вашим ребенком. Он может сильно пораниться. Когда ваш ребенок передвигается по дому, ему необходимо чувство безопасности.
Все дети, обучаясь ползать, ходить, бегать, могут получать шишки и раны. Большинству из них избежать этого не удается. Ваш ребенок должен учиться быть более аккуратным.
Вот некоторые идеи, с помощью которых вы сможете сделать ваш дом более безопасным и избежать серьезных происшествий.

 

•  Держите все двери и окна или постоянно открытыми или постоянно закрытыми.
Если дверь открыта не полностью, то есть большая вероятность того, что ребенок ударится об нее. Он может поранить голову или еще больше повредить свои глаза. Каждый член семьи должен выработать привычку держать двери и окна или всегда открытыми или всегда закрытыми.

 

•  Прикрывайте острые углы мебели.
Острые углы столов и стульев часто находятся на уровне глаз маленького ребенка. Вы можете защитить вашего ребенка от лишних ран, прикрыв эти углы плотными чехлами.

 

•  Не загромождайте путь из одной комнаты в другую предметами.
Старайтесь оставлять как можно более свободными те пространства вашего дома, где ходит ребенок. Всегда ставьте предметы на свои места и предупреждайте ребенка, если передвигаете их.

 

•  Проверьте, не слишком ли скользкие полы в вашем доме.
Пока ваш ребенок еще не слишком уверенно ходит, не натирайте полы так, чтобы они становились скользкими. Вы также можете предотвратить падения вашего ребенка, если не будете застилать полы коврами и дорожками.

 

•  Вовремя ремонтируйте полы.
Ваш ребенок может не заметить отверстия в полу. Маленькая нога ребенка может попасть в эту щель, безопасную для взрослого. Вовремя ремонтируйте полы, чтобы избежать несчастных случаев с вашим ребенком.

 

•  Ограждайте лестницы, пока ваш ребенок не вырастет настолько, чтобы уверенно спускаться и подниматься по ступеням.
Ступени особенно опасны для маленького ребенка. Научившись ползать, ваш ребенок может упасть с лестницы, если перед ее верхней ступенькой не будет поставлено специальное ограждение (например, небольшая дверь). Убедитесь, что дверь закрывается достаточно плотно, и ваш ребенок не сможет ее открыть самостоятельно. Если вы не хотите устанавливать специальную дверь перед лестницей, то оградите ее барьером.

 

•  Лестницы в вашем доме должны иметь перила.
Перила предотвратят падения вашего ребенка. Убедитесь, что перила достаточно низкие, чтобы ребенок не мог проскользнуть в отверстие между лестницей и перилами.

 

•  Убедитесь в том, что электропроводка недоступна вашему ребенку.
Ребенок может споткнуться об электрический провод и упасть, поэтому электропроводку лучше прокладывать так, чтобы она была недоступна ребенку. Если приходится прокладывать проводку вдоль стен, надежно закрепляйте ее. После использования утюгов и другого электрооборудования сразу же убирайте их на место, чтобы ребенок не мог пораниться.

 

 

 

•  Закрывайте электрические розетки.
Ваш ребенок может получить серьезное поражение электрическим током, если прикоснется к источнику тока пальцами или каким-либо предметом. Прикрывайте неиспользуемые розетки чехлами, или ставьте перед ними тяжелые предметы, которые ребенок не сможет сдвинуть с места.

 

•  Держите медикаменты и ядовитые вещества в недоступном для ребенка месте.
Помните о том, что вашему ребенку часто хочется попробовать незнакомый ему предмет на вкус. Убедитесь в том, что медикаменты и ядовитые вещества хранятся в недоступном для ребенка месте.

 

•  Убедитесь в том, что ребенок не может достать до открытого окна.
Существует опасность того, что ребенок может выпасть из открытого окна. Всегда держите низко расположенные окна закрытыми. А также убедитесь в том, что под высоко расположенными окнами не стоят предметы, встав на которые, ребенок сможет дотянуться до окна. Оконные экраны не являются надежной защитой, так как под весом даже маленького ребенка такой экран легко прорывается.

 

•  Не подпускайте ребенка к электронагревательным приборам и открытым источникам огня.
Выключайте плиту (газовую или электрическую) и электронагревательные приборы сразу после использования и следите за тем, чтобы ребенок не обжегся. Убирайте источники огня в недоступное для ребенка место.

 

•  Держите емкости с горячим содержимым в недоступном для ребенка месте.
Если вы только что закончили готовить или, например, вскипятили воду, уберите емкость с горячим содержимым в недоступное для ребенка место.

 

•  Помните о том, что вам не всегда придется следить за выполнением выше приведенных правил.
Многие из приведенных выше предостережений также актуальны и при воспитании зрячего ребенка. По мере того, как дети растут и больше узнают о правилах безопасности, они начинают понимать, какие ситуации являются для них потенциально опасными и стараются избегать их. Это справедливо и для слепых детей.

:Главная страничка: :История: :Фонды: :Отдел обслуживания: :Отдел внестационарного обслуживания: :Отдел комплектования и обработки: :Информационно-методический центр: :Услуги: :Творчество наших читателей: :События и праздники: :Полезная и методическая информация:

Hosted by uCoz