Полезная и методическая информация.

СЕМЬЯ СЛЕПОГО РЕБЁНКА

 

Валентина Феоктистова

 

Статьей Валентины Александровны Феоктистовой, кандидата педагогических наук, профессора кафедры общей и специальной педагогики Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребёнка им. Р. Валленберга мы начинаем публикацию цикла статей о воспитании и обучении детей с нарушенным зрением дошкольного возраста. Он предназначен прежде всего родителям, специалистам дошкольных учреждений и преподавателям коррекционно-образовательных учреждений третьего и четвёртого вида. В публикуемых статьях читатели найдут ответы на вопросы об особенностях физического развития детей с нарушением зрения, о возможностях и путях стимулирования их познавательной, игровой и другой деятельности, о развитии коммуникативных навыков, о необходимости и возможности обучения детей ориентировке в пространстве и т. д. Редакция журнала ждет откликов читателей на публикуемый материал.

Рождение ребёнка — важное и ответственное событие в жизни каждой семьи. Но иногда это радостное событие омрачается сообщением врача о том, что у новорожденного обнаружены слепота или слабовидение. Рождение ребёнка с нарушением зрения, как правило, является неожиданным для семьи. Наступает период неопределённости и тревоги, необходимость приспособления не к тому ребёнку, которого ждали. Некоторые родители замыкаются в своих тягостных переживаниях, ревниво относятся к нормально видящим детям своих друзей и знакомых. Ситуация может оцениваться этими родителями с позиции: «Вот если бы мой ребёнок видел, то я многое могла бы ему дать. Но поскольку он не видит, всё, что я делаю, бесполезно».

Одновременно возникают вопросы, от решения которых зависит дальнейшая судьба незрячих детей: «Как может человек без зрения жить в мире зрячих?»; «Можно ли восстановить зрение моему сыну или дочке?»; «Будет ли наш ребёнок весёлым, научится ли он играть, бегать?»; «Можно ли нашего ребёнка обучить и воспитать, как других детей?» и «Можно ли его развить физически и психически так, чтобы он стал самостоятельной личностью?».

На последние три жизненно важных вопроса можно ответить сразу: да! Слепой ребёнок может стать весёлым и подвижным, получить образование, овладеть профессией, которая принесёт ему материальную независимость и самостоятельность. И значительная роль в этом в ранний период жизни слепого или слабовидящего ребёнка принадлежит семье.

Первые три года жизни ребёнка (как зрячего, так и с нарушением зрения) — это период, когда формируются основные черты его личности. В дошкольные годы устанавливается тесная связь между ребёнком и матерью, другими взрослыми членами семьи, которые стимулируют его развитие. Через общение со взрослыми ребёнок постигает опыт старших поколений, усваивает навыки познания окружающего мира, учится играть, выполнять простейшие задания по самообслуживанию и т. д. Особенно важен этот период для ребёнка с глубоким нарушением зрения, т. к. он должен приспособиться к познанию мира без зрительного контроля. Это очень трудная задача, и слепой ребёнок не может с ней справиться самостоятельно. С первых месяцев жизни он нуждается в постоянной и систематической помощи со стороны родителей и окружающих, но помощи дозированной, не ограничивающей самостоятельность малыша.

Многие родители убеждены, что, поскольку их ребёнок не видит или видит очень плохо, его надо постоянно охранять, оберегать от ушибов и всех случайностей, которые могут возникнуть на жизненном пути. Родители и близкие родственники не позволяют малышу самостоятельно ползать и ходить, брать в руки предметы и манипулировать ими. Так, мама одного мальчика старалась уберечь его в первые годы жизни от всевозможных ушибов при соприкосновении с окружающими предметами, запрещала мальчику «осматривать» предметы руками. В результате познавательная активность у него развивалась по пути ложной компенсации: в старшем дошкольном возрасте ребенок знакомился с предметами с помощью рта и языка, как это делают дети на первом году жизни. Потребовалось усилие со стороны тифлопедагогов и матери, чтобы преодолеть сложившийся стереотип к познанию окружающего мира и научить ребёнка активно использовать тактильные, слуховые и другие сохранные анализаторы во всех видах познавательной деятельности.

В таких семьях мать, отец, бабушка или дедушка стремятся выполнять за ребёнка всё, даже те действия, которые вполне ему доступны. Малыш постоянно слышит: «Ой, осторожно!», «Мамочка тебе подаст, сделает сама» и т. д. Через какой-то промежуток времени малыш уже убеждён в том, что окружающий мир является чем-то страшным и опасным. Мама довольна, когда он тихо сидит в кроватке или манеже. Любое его желание мгновенно выполняется окружающими. Свою роль такие родители видят в «служении несчастному ребёнку», а затем и подростку, и взрослому. Данная позиция значительно осложняет развитие ребёнка с нарушением зрения, обусловливает формирование отрицательных качеств личности (эгоцентризм, апатичность, безволие), не способствует воспитанию у него познавательной активности.

Другая группа родителей негативно относится к слепому или слабовидящему малышу. Они стесняются и даже стыдятся своего ребёнка, стараются скрыть его дефект от окружающих. В результате усиливается изоляция ребёнка от мира нормально видящих людей. Свою задачу такие родители видят лишь в том, чтобы обеспечить ребёнку необходимую помощь для поддержания жизни, они не верят в его возможность стать развитой личностью.

Вполне объяснимая неподготовленность родителей к воспитанию слепого ребёнка приводит к тому, что большинство из них воспринимают глубокое нарушение зрения малыша односторонне, как болезнь. Это правильно лишь отчасти. Если исходить из того, что зрительный дефект — это болезнь, то приходится признать, что главная задача родителей состоит в поисках путей лечения болезни ребёнка.

Наш опыт общения с родителями слепых и слабовидящих детей показывает: некоторые из них, надеясь на чудеса медицины и экстрасенсов, тратят годы на то, чтобы вернуть ребёнку зрение. Нарушение зрения ребёнка они рассматривают только как медицинскую, а не медико-психолого-педагогическую проблему. В результате упускается благоприятный возрастной период в развитии малыша.

Встречается и третья группа родителей, готовых поверить тому, что глубокое нарушение зрения автоматически стимулирует интеллектуальную и речевую деятельность ребёнка, его музыкальные способности. Свою задачу родители видят в создании условий и предпосылок для одностороннего развития психических процессов и способностей.

Несколько лет тому назад в одну из школ слепых поступила девочка из семьи музыкантов. Она значительно отставала в физическом, психическом и интеллектуальном развитии от других детей. Но при этом любила и умела слушать серьёзную музыку, воспроизводить голосом части произведений Чайковского, Моцарта и др. Вся забота родителей сводилась к тому, что они сытно кормили девочку, держали шесть лет в кровати и по нескольку часов в день проигрывали кассеты и пластинки с записями музыкальных произведений. В результате девочка оказалась неподготовленной к общению в коллективе сверстников, обучению, активному

познанию окружающего мира, и ей было очень трудно привыкнуть к новым условиям, новым требованиям.

К сожалению, нередко уровень притязаний родителей этой группы не соответствует уровню возможностей детей. В результате на определённом этапе жизни (как правило, в подростковом возрасте) у незрячих детей возникают стрессовые ситуации и нервные срывы.

Анализ жизни семей, где растут и воспитываются дети с нарушением зрения, показывает, что, несмотря на различные позиции, есть нечто общее, характерное во взглядах родителей всех групп: слепые и слабовидящие дети занимают особое положение в семье. Отношение к этим детям проявляется в сентиментальном детоцентризме, который может привести впоследствии к социальной и психической зависимости от окружающих. Но это не вина, а беда родителей детей с нарушением зрения. Опыт предыдущей жизни не готовит ни мать, ни отца (в подавляющем большинстве) к адекватному отношению к слепому или слабовидящему ребёнку, и родители не знают, как и чему его надо обучать, как с ним общаться. Он для них — «сплошной вопросительный знак».

Даже те родители, которые проявляют активность в получении необходимой информации о развитии ребёнка с нарушением зрения, не всегда знают, к кому следует обратиться за помощью в конкретной ситуации, где получить методическую литературу. В 90-е годы вышло в свет несколько сборников и методических пособий по воспитанию слепого и слабовидящего ребёнка в семье. Но издаваемая в стране литература для родителей детей с нарушением зрения имеется в ограниченном количестве. Частично решить эту проблему поможет публикуемый цикл статей.

Школьный вестник, № 1, 2003. – с. 2-7.

:Главная страничка: :История: :Фонды: :Отдел обслуживания: :Отдел внестационарного обслуживания: :Отдел комплектования и обработки: :Информационно-методический центр: :Услуги: :Творчество наших читателей: :События и праздники: :Полезная и методическая информация:

Hosted by uCoz