Полезная и методическая информация.


Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным
нарушением

 

Т.А. Басилова

 

Перед вами - очередное издание Российской государственной библиотеки для слепых, выходящее в рамках заочной школы для родителей, воспитывающих детей с различными нарушениями в развитии.


Главная задача данной работы - показать, как обычными средствами, используя несложные приемы, можно помочь самым сложным детям, родившимся с нарушениями зрения и слуха.


Автор данной публикации - Татьяна Александровна Басилова, кандидат психологических наук, заведующая Лабораторией содержания и методов обучения детей со сложной структурой дефекта Института коррекционной педагогики Российской Академии наук.


С Институтом коррекционной педагогики Российскую государственную библиотеку для слепых связывают плодотворные, взаимовыгодные отношения. Коллектив РГБС выражает признательность Татьяне Александровне за любезно предоставленную возможность публикации ее работы, столь необходимой, полезной и актуальной для читателей библиотеки.


В последние годы мы встречаемся со все большим числом врожденных нарушений зрения и слуха у детей. Все чаще кроме тяжелых нарушений зрения и слуха наши дети имеют и другие аномалии развития, такие, как врожденный порок сердца, нарушения моторики и др.
Причинами появления у детей таких сложных и нередко множественных врожденных нарушений могут быть различные вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, корь, грипп, цитомегаловирусная инфекция и пр.). Возможными причинами появления детей с множественными врожденными пороками развития остаются заболевания родителей диабетом, токсоплазмозом, сифилисом и многими другими заболеваниями. Все чаще в последнее время множественные дефекты у новорожденного объясняются глубокой недоношенностью, которая наступила в результате преждевременных родов по неясной для врачей причине.


В ряде случаев к очень раннему нарушению зрения и слуха приводят тяжелые заболевания новорожденного в первые месяцы жизни. До сих пор мы встречаемся со случаями, когда для спасения жизни новорожденного применяются сильнодействующие лекарства, которые могут отрицательно влиять на слух и зрение ребенка.
В любом случае ребенок с врожденными или очень рано наступившими нарушениями зрения и слуха сталкивается с большим количеством проблем. Поэтому очень важно, чтобы родители смогли как можно лучше понять эти проблемы, чтобы помочь своему ребенку в их преодолении.


Чаще всего такой ребенок рождается очень слабеньким и у родителей возникает очень много забот и переживаний по поводу его здоровья. Особенно сильными переживаниями сопровождаются первые месяцы жизни недоношенного ребенка. Страх за его жизнь, боязнь проявления серьезных пороков развития, трудности лечения, ухода и кормления такого младенца держат в постоянном нервном напряжении его родителей и в особенности маму.


Врачи не всегда сразу определяют наличие врожденных нарушений слуха у новорожденного. Довольно часто после рождения детям ставят диагнозы "органическое поражение ЦНС", "энцефалопатия", отмечают шум в сердце и т.п. Большие сложности возникают и с обследованием зрения у такого ребенка. Практика показывает, что хотя офтальмологическое обследование должны проходить все новорожденные дети, в ряде случаев это обследование осуществляется достаточно формально и не позволяет своевременно выявить такую сложную глазную патологию, как врожденные изменения сетчатки глаза (ретинопатию новорожденных) или частичную атрофию зрительных нервов. Только иногда явные признаки проявления врожденной катаракты отмечаются сразу после рождения ребенка. Гораздо чаще появление катаракты замечает мать ребенка в первые месяцы после рождения. Сначала появляются серые точки в зрачках ребенка, затем сереет весь зрачок на одном глазу, потом на другом. После этого родители обращаются к глазному врачу и узнают диагноз.
Ребенок назначается на операцию по удалению катаракты. Для лучшего развития остаточного зрения ребенка очень важно прооперировать катаракту как можно раньше. Пережив новый стресс по поводу возможной слепоты своего ребенка, мама начинает готовиться к будущей операции, проходит с ребенком специальные процедуры обследования, ухаживает за малышом после операции. Снова страх за жизнь ребенка, ужас перед возможной неудачей, надежда на полное излечение. Постоянное тревожное состояние матери обязательно сказывается на младенце, слабая нервная система которого постоянно травмируется болезненными медицинскими процедурами до, после и во время операции. На все эти переживания уходят силы. Но ситуация становится еще тяжелее, если к опасениям за состояние зрения ребенка прибавляются подозрения о возможном нарушении у него и слуха тоже.
Часто мамы рассказывают, что впервые на нарушение слуха у ребенка они обратили внимание сразу после операции глаз. До операции им казалось, что ребенок слышит нормально. Возможно, считали они, что собственно операция глаз, сопутствующие ей общий наркоз и введение разных лекарств послужило причиной потери слуха.


При более подробной беседе с мамой чаще всего удается выяснить, что родители, поглощенные заботами о здоровье ребенка, страхами за его зрение, просто не обращали должного внимания на состояние его слуха. Поэтому недостаточность слуха наиболее отчетливо выступила действительно после операции глаз, когда ребенок начал смотреть на предметы, узнавать взрослых. Казалось, что все самое сложное позади, и теперь ребенок начнет развиваться нормально. Но этого не происходит. Тогда родители начинают замечать, что малыш не реагирует на громкие звуки, не оборачивается на голос матери.


Снова - новые страхи за будущее ребенка, обращения к другим врачам, попытки найти специалиста, который возьмется лечить слух ребенка. Попытки лечения, которое часто не дает нужного результата. Усталость и отчаяние родителей и все большее отставание больного ребенка от нормально развивающихся сверстников.
Но картина первых месяцев жизни ребенка не выглядит так мрачно, если его родители находят в себе силы справиться со своим страхом и неприятием возможной слепоты и глухоты ребенка и стараются помочь ему найти другие, более адекватные, чем ущербные зрение и слух, опоры в развитии.


Очень важно, если родители понимают, что кроме постоянного наблюдения у врачей их ребенку необходима помощь специалистов по обучению детей с нарушением зрения и слуха, и они начинают искать контакты с подобными специалистами сразу после того, как появились подозрения на наличие сложного сенсорного дефекта у ребенка.


Своевременное обращение в сурдоцентр по месту жительства к сурдологу - специалисту по диагностике нарушений слуха и слухопротезированию - поможет как можно раньше правильно подобрать слуховой аппарат для ребенка и начать с ним специальные занятия у сурдопедагога. Полная глухота встречается у детей с нарушенным слухом очень редко. Практически всегда у детей имеется остаточный слух разной степени, который можно успешно развивать, используя специальные упражнения. Большие возможности дает и раннее, обязательно для двух ушей, протезирование слуховыми аппаратами. Ребенку с двойным сенсорным нарушением можно встроить слуховые аппараты в дужки очков.
Редко у детей встречается полная или тотальная слепота. Успехи современной медицины позволяют вернуть ребенку остаточное зрение при многих заболеваниях глаз. Но для этого иногда недостаточно успешно проведенного курса лечения или операции, нужна система специальных занятий, чтобы научить ребенка пользоваться остаточным зрением.


Специалисты по обучению детей с нарушениями зрения и слуха подскажут, как лучше использовать в процессе воспитания сохранные чувства осязания, обоняния, вкуса, вибрации.


Важно не забывать, как значительна роль телесного контакта с матерью для всего будущего развития ребенка. Эксперименты на новорожденных обезьянках показали, что лишение их физического контакта с матерью и воспитание путем только зрительной и слуховой стимуляции привело к очень грубым нарушениям их социального поведения в будущем. Только постоянный телесный контакт с матерью создает у ребенка чувство безопасности и защищенности.
Способность матери понять малейшие признаки желаний ребенка и ее правильная реакция на эти желания оказывают самое большое влияние на будущее развитие ребенка. Очень хорошо, если родители знают, как идет развитие нормального ребенка и стремятся следовать этим этапам в воспитании больного ребенка. Развитие ребенка с глубокими нарушениями зрения и слуха идет также, но каждый его шаг или этап гораздо более растянут во времени и требует специальных усилий взрослых.


Уже на втором месяце жизни у нормально развивающегося ребенка возникает реакция на лицо матери. Обычно это происходит во время кормления на руках матери. Дефектность зрения делает невозможным полноценный зрительный контакт ребенка с матерью, но остается возможность телесного и осязательного контакта. Ребенок чувствует тепло рук матери, запах грудного молока. Очень важно, чтобы и ребенок, и мать были в это время спокойны и расслаблены. Часто наши дети плохо сосут с первых дней жизни. К сожалению, очень часто у матери рано пропадает грудное молоко и приходится переходить на искусственное вскармливание. Если уже с самого рождения приходится кормить ребенка из бутылочки с соской, нужно все равно стараться приблизить эту ситуацию к ситуации кормления грудью и делать это, держа младенца на руках или лежа с ним рядом. Стараться относиться спокойно к плохому аппетиту ребенка, малыш со сложным врожденным дефектом имеет право отставать в весе. Если нервничает мать во время кормления, то обязательно нервничает и ребенок.


Очень часто дети с врожденными нарушениями зрения и слуха выглядят пассивными, равнодушными, никак не реагируют на происходящее вокруг, их реакция связана только с их физическим состоянием. Важно попытаться преодолеть эту пассивность. Хорошо, если ребенок успокаивается при укачивании на руках у матери и плачет, когда его кладут в кроватку. Лаская малыша, спокойно лежащего на коленях, мама должна внимательно отнестись к тем своим действиям, которые особенно приятны ребенку, и повторять их снова и снова. Можно попробовать не только целовать и гладить ребенка, но дуть ему в рот, осторожно тянуть за ручки и ножки, щекотать.


Замечательно, если ваш ребенок начнет привыкать к этим вашим действиям и ждать их каждый раз, очутившись у вас на коленях, выражать плачем недовольство, если вы не совершаете понравившихся ему действий. Часто беря малыша на руки, не бойтесь набаловать его, как боятся этого мамы нормально развивающихся детей. Для нашего ребенка частое нахождение на руках матери - единственная возможность ощутить чувство защищенности и комфорта, столь необходимые для всего будущего развития ребенка.


Другим известным способом принести удовольствие нашему малышу является теплая ванна с водой. Делайте ее как можно чаще. Это не только необходимое средство для ухода за младенцем, но и верный способ успокоить. Тепло воды, яркие блики света в воде и на кафельных стенках ванны, приятные запахи - все привлекает внимание ребенка. Купание также очень хорошая возможность для развития движений малыша.
Очень важно, чтобы малыш развивался моторно, с возможно меньшим отставанием от нормы. Общеукрепляющий массаж и специальная гимнастика всегда показаны детям. Если ребенок пассивен, старайтесь помочь ему переворачиваться на животик и обратно, приподнимайте его за ручки, учите упираться ногами и т.д. Здоровый ребенок очень подвижен и постоянно сам меняет положение тела. За ребенка с нарушениями зрения и слуха это должен делать взрослый. Необходимо следить, чтобы ребенок не оставался долгое время в одной и той же позе. Постоянно меняйте его положение в кроватке по отношению к источнику света. Чаще меняйте положение своего тела, когда держите ребенка на руках.
Держа ребенка на руках, нужно всячески стимулировать и развивать его чувство равновесия, заставлять его цепляться за вас, когда вы ослабляете свои объятия, нагибаться и разгибаться в зависимости от ваших движений, учить его залезать на тело взрослого и слезать с него, перелезать через тело мамы или папы, когда они лежат рядом на диване, и т.д. Как только вы почувствуете, что мышцы спины и шеи малыша уже достаточно окрепли для сидения - сажайте его на колени, приподнимайте его тело в кроватке и коляске с помощью подушек и валиков. Делайте это достаточно осторожно, придерживайте его головку, она обычно несколько запаздывает, когда приподнимается спинка. Учите его сидеть в разных местах, на разной поверхности - все это расширяет его опыт. Приучайте его сидеть на ваших коленях спиной к вашему животу и, наоборот, лицом к вам - очень удобные позы для будущих занятий с ребенком. Помните, что от вашей активности зависит очень много.


Постепенно малыш должен стать более активным. Часто заметный скачок в двигательной активности ребенка наступает после операции глаз. Все больше внимания теперь нужно уделять стимуляции остаточного зрения и слуха.


Обычно любому младенцу нравится играть со светом. Он машет рукой между лицом и светом, Учится фиксировать свой взгляд, рассматривая свои руки. Трудно переоценить значение световой стимуляции для развития детей с нарушенным зрением, особенно это важно при катарактах. Можно использовать для этого и солнечный свет, и свет лампы, и тени деревьев. Ребенок способен радоваться смене света и тени. При этом важно менять положение источника света: следя за ним, ребенок учится контролировать свои руки и голову, что помогает стимулировать его движения и перевороты. Подумайте, хорошо ли освещено ваше лицо, когда вы находитесь рядом.


Не менее важно стимулировать слух ребенка. Ребенок с нормальным слухом тоже не умеет слушать с рождения. Только с помощью матери он научается выделять из потока разнообразных звуков приятные и значимые для него звуковые сигналы (голос мамы, звук колокольчика или погремушки, скрип двери и т.д.). Постоянно слыша голос матери, он начинает узнавать его издалека, прислушивается к нему. С ребенком, имеющим нарушенный слух, тоже надо постоянно разговаривать, но с очень близкого расстояния. Говоря с ребенком близко от его уха, вы привлекаете внимание к своему голосу еще и струей теплого воздуха изо рта.
Малыш способен ощущать вибрацию вашего голоса, если положить его ручку на вашу шею, щеку или грудь. Очень полезно петь песенки и совершать при этом разнообразные движения, которые радуют ребёнка. Можно играть с ним в "Ладушки", в "Поехали с орехами", в другие подобные игры.


Внимательно вслушивайтесь в звуки, которые произносит сам ребенок. Попробуйте повторять его вокализации - это тоже может служить стимулом для развития его слуха, гуления и лепета.


В жизни здорового ребенка очень важные достижения в развитии наступают после первого полугодия жизни. Ребенок может отличить ближайших взрослых от чужих людей и начинает проявлять интерес к предметам, находящимся в руках взрослого, тянуться к ним. Он научается хватать предмет. Необходимым условием хватания является зрительное сосредоточение на предмете, умение проследить за его движением, конвергенция глаз и рассматривание, которые развиваются к этому времени.


Чтобы вызвать действие хватания у ребенка, достаточно бывает поднести предмет на расстояние его вытянутой руки и когда ребенок начинает тянуться к предмету, отдалить его, вынуждая вновь тянуться и, наконец, позволить схватить предмет.


В нашем случае только этого бывает недостаточно, нужно подбирать яркие и блестящие предметы, приятные на ощупь, проводить ими около глаз ребенка, вкладывать их в руку, держать предмет его рукой. Если не учить малыша действовать с предметами, у него очень рано может зафиксироваться интерес только к движениям собственной руки перед глазами, который скоро превратится в стереотипное движение, повторяемое без конца.


Очень важным предметом, к которому должен привыкнуть малыш и освоить с ним соответствующее действие, должна стать ложка, а затем и чашка. Как и все нормально развивающиеся дети, ребенок с нарушениями зрения и слуха должен до года научиться есть с ложки и пить из чашки. Ложка должна стать одним из первых предметов, с которыми ребенок научится манипулировать: брать ее в руку, рассматривать, близко поднеся к глазам, облизывать, трясти ею перед глазами, стучать по столу. Ребенок должен научиться пить из чашки, которую сам держит в руках. Довольно часто мы встречаемся с неоправданно долгим кормлением ребенка только жидкой пищей через соску. Попытайтесь сделать уже привычную процедуру такого кормления неудобной для ребенка (сделать совсем маленькую дырочку в соске, например) и тут же предложить ему вкусную, сначала тоже жидкую еду, но с ложечки.


Пища к этому времени должна стать более разнообразной. Ребенок должен уметь жевать густую пищу, откусывать ее от куска, который держит в руке. Если не научить нашего ребенка всем этим навыкам вовремя, то будет очень трудно переучить его в более позднем возрасте.


Что касается навыков, связанных с туалетом, - они общеприняты для этого возраста. Ребенку должно быть неприятно мокрое белье и приятно чистое. Как только малыш научится сидеть, его надо приучать сидеть на горшке. Делать это надо сразу после пробуждения или через некоторое время после еды. Горшок должен быть удобным и теплым. Можно сажать ребенка на горшок, эажатый между коленями мамы или между ее ногами, когда она сидит на полу.


Я не останавливаюсь в этой статье на особых требованиях к организации дня ребенка, т.к. сама жизнь ребенка этого возраста подразумевает довольно жесткий режим сна и кормления, который организует всю жизнь ребенка первого года жизни. Но соблюдение режима дня совершенно необходимо для ребенка со сложным нарушением, только благодаря этому у него в будущем может правильно складываться представление о времени.
Необходимо по возможности избегать стрессовых ситуаций. Стараться постепенно, но достаточно твердо, вводить новые изменения в жизнь ребенка и никогда не возвращаться к прежним несовершенным навыкам, если такие изменения уже произошли. Когда родители следуют этим основным правилам, то ребенок с глубокими нарушениями зрения и слуха к концу первого - началу второго года жизни может овладеть следующими умениями:
есть с ложки;
жевать;
откусывать от куска;
пить из чашки;
сидеть;
брать предметы в руку, тянуть в рот, трясти перед глазами, стучать ими, рассматривать;
сидеть на горшке.


Его поведение можно охарактеризовать следующим образом:
проявляет недовольство, когда остается один;
успокаивается на руках у взрослого;
проявляет беспокойство, когда штаны мокрые;
большую часть времени проводит один сидя, лежа или ползая;
пытается сам вставать;
проявляет интерес к светящимся, блестящим и ярким предметам;
очень любит купание и обливание.


Наш ребенок научился ходить. Чаще всего это происходит с заметным опозданием по сравнению с нормой. Если это запаздывание не связано с определенными двигательными нарушениями или врожденным нарушением чувства равновесия, оно в ряде случаев объясняется излишней осторожностью и недоверием к возможностям ребенка со стороны взрослых. Плохо видящие с рождения дети часто очень осторожны в своих движениях, например, они ползают не вперед, а назад, подставляя под встречные препятствия на полу не голову, а ступни ног.


Нужно начинать учить ребенка ходить, как только он научится ползать и начнет хорошо стоять с поддержкой. Хорошим способом помочь нашему малышу в этом может стать своеобразное совместное хождение: ступни ног ребенка стоят на ступнях взрослого, который находится сзади и держит малыша за обе руки.


Бывали случаи, когда дети научались ходить вскоре после первой же консультации у специалистов, в результате которой удавалось установить и показать родителям, что у их ребенка нет никаких нарушений моторики, препятствующих самостоятельному хождению.
Слепой ребенок учится ходить, двигая какой-нибудь предмет перед собой, или протягивая вперед руку (касаясь предметов опущенной вниз и чуть выдвинутой вперед рукой), чтобы не натолкнуться на встречные предметы.


Начиная ползать, а потом и ходить самостоятельно, ребенок учится осваивать окружающее его пространство. Поэтому надо очень внимательно, с точки зрения особенностей вашего ребенка, отнестись ко всей обстановке вашего жилища. Пространство, окружающее ребенка, должно быть безопасно и стабильно. Уберите все неустойчивые и острые предметы на пути малыша, о которые он может больно ушибиться, опасно удариться, свалить на себя или запнуться. Постоянство нахождения предметов в окружающем пространстве - главное требование для освоения его ребенком с нарушенным зрением.


По мере того, как все более уверенно ходит ваш ребенок, родители стараются все меньше брать его на руки. Они это делают только после соответствующей просьбы или жеста ребенка (тянет руки вверх), а в дальнейшем только как поощрение за правильно выполненные действия. То есть не просто держат на руках, а кружат ребенка или подбрасывают, если это ему нравится.


Проведение в этот период различных специальных занятий по развитию движений способствует укреплению эмоционального контакта с родителями и подготавливает почву для развития будущего активного поведения нашего ребенка в бытовых ситуациях.


При этом все действия ребенка со взрослым выполняются совместно.


Для развития ребенка с глубокими нарушениями зрения и слуха на втором году жизни мы можем предложить следующие упражнения:
бегать по комнате или на улице, держа малыша за руку;
бегать, держась за веревочку в руках взрослого;
перешагивать и перелезать через препятствия;
пролезать под протянутой низко над полом веревочкой (детям очень нравится, если на эту веревку повесить разноцветные ленточки);
ползать под составленными в ряд большими стульями. Можно ползать на свет от фонарика;
залезать на стул и спрыгивать с помощью взрослого на пол;
кататься на каталке, отталкиваясь ногами от пола;
катать машину по полу, тянуть ее за веревочку;
прыгать на пружинном матрасике или диване;
влезать по наклонной доске, приставленной к дивану, съезжать с этой доски-горки (сидя);
качаться на кресле-качалке, на качелях;
совершать совместные наклоны (малыш сидит на полу спиной к животу взрослого и вместе с ним совершает наклоны вперед и назад).
кататься на плечах взрослого (папа, держа ребенка за руки, помогает ему взобраться к себе на плечи и катает по комнате);
кататься на спине взрослого (сидя на диване, папа помогает малышу взобраться себе на спину, встает и катает его по комнате);
катать мяч по полу (взрослый и ребенок сидят лицом друг к другу, ступни ребенка касаются расставленных колен взрослого);
играть с водой (стоя рядом с ванночкой, наполненной водой, наливать и выливать воду из кружки, играть с плавающими игрушками);
играть с песком (насыпать песок совком в формочку и высыпать песок из формочки, делать куличики).
Развитие эмоционального контакта с родителями делает возможным более полноценное участие ребенка в бытовых действиях, выполняемых по режиму.
Распорядок дня всегда состоит из определенного набора сменяющих друг друга во времени ситуаций типа: утренний туалет, завтрак, прогулка, ужин и приготовление ко сну.


Внимательно приглядитесь и проанализируйте обычный порядок своих действий по режиму дня ребенка, постарайтесь найти в них место совместным с ребенком действиям.


Рассмотрим, как могут выглядеть некоторые из таких ситуаций:


Утренний туалет:
В каждой семье существует определенный ритуал утреннего подъема детей. Обычно мама подходит и ласково будит ребенка, лежащего в кроватке. Помогает ему слезть с кровати и надеть тапочки. Вместе с ребенком достает из-под кровати горшок, на который должен сесть ребенок. После этого они вместе выносят горшок в туалет. Ставят горшок на определенное "дневное" место в ванной или туалете.
В ванной мама снимает полотенце с вешалки и накидывает его на плечи ребенка, чтобы идти умываться. Вместе они открывают кран, моют руки, чистят зубы и умываются. Вытираются, закрыв воду и повесив полотенце, возвращаются в спальню.
Мама одевает ребенка, стараясь вызвать хотя бы минимальную ответную реакцию ребенка (протягивать ногу, когда надеваются трусы, носок или ботинок; поднимать руки, когда надевается рубашка; вставать со стула и натягивать на бедра уже надетые на ступни колготки или брюки).


Завтрак:
Вместе идут на кухню, где мама надевает на ребенка нагрудничек или фартучек. Достают из шкафа тарелку, ложку и чашку, ставят все это на стол в определенном месте. Мама накладывает еду и сажает ребенка на высокий стульчик или на колени. Вкладывает ложку в руку ребенка и, прижимая ее сверху, начинает кормить. Внимательно следит за своей и его рукой, держащими ложку; как только чувствует, что ребенок начинает сам удерживать ложку, ослабляет свои усилия и лишь слегка придерживает и направляет ложку. Затем мама придвигает к ребенку чашку и дает ее ему в руки, малыш пьет из чашки самостоятельно.
Вытерев лицо ребенка салфеткой и опустив ребенка на пол, мама вместе с ним убирает грязную посуду в раковину. После этого можно помыть посуду при участии ребенка; поставить его перед собой у раковины на табуретку. Закончив с мытьем посуды и вытерев ее, убрать посуду на место. Снять и убрать фартук.
После завтрака, пока мама занята своими делами на кухне, можно попробовать организовать самостоятельную игру ребенка, дав ему для этого кастрюлю с крышкой или пару больших ложек и показав, как можно закрывать кастрюлю крышкой, вертеть ее и стучать ею по полу. Некоторое время малыш будет занят с этими предметами на полу, а вы сможете закончить свои дела. Обязательно вместе с ребенком убрать потом "игрушки" на место.


Прогулка:
На прогулку обычно сборы начинаются с одевания какой-то верхней одежды или обувания; нужно, чтобы эта одежда или обувь стала для ребенка сигналом предстоящей прогулки. Во время прогулки важно, чтобы ребенок получал определенную физическую нагрузку: бегал, лазал, много ходил. Можно поиграть с ним в песке с совком и формочками или просто насыпать и высыпать песок из ведерка с помощью совка, покачать малыша на качелях.


Обед:
Проходит аналогично завтраку. Если во время обеда за столом присутствует еще кто-то, постарайтесь, чтобы ребенок мог проследить, как ест другой человек, можно "покормить" его вместе с ребенком, пощупать его щеки во время жевания.


Послеобеденный сон:
При подготовке постели ребенка полезно, чтобы малыш принимал в этом посильное участие: снимал покрывало, взбивал подушку, доставал пижаму и т.п. Важно приучать ребенка к тому, что его вещи всегда аккуратно вешаются на стул рядом с кроваткой. Если малыш долго не засыпает, можно дать ему в руки какой-либо предмет, который он будет вертеть в руках. Возможно, это отвлечет его от проявлений мастурбации и стереотипных раскачиваний.
После дневного отдыха можно немного позаниматься с малышом, держа его на коленях лицом к себе. Петь и говорить ему на ушко, хлопать в ладошки, подбрасывать на коленях. При этом стараться привлечь его внимание к своему лицу, к движениям губ и языка, к своему голосу, к воздушной струе из вашего рта. Важно, чтобы ребенок хотя бы короткое время смотрел на лицо взрослого, реагировал на его голос, на вибрацию щек и горла мамы, которую малыш может ощущать руками. Затем - застилание постели, одевание, умывание, полдник и прогулка.


Ужин:
Как правило, это время совместной трапезы с вернувшимся с работы отцом и другими членами семьи. После ужина можно организовать занятия ребенка с папой (см. вышеприведенный список занятий по развитию движений).
Выполняя подобные действия в бытовых ситуациях изо дня в день, ребенок постоянно должен быть занят реальной полезной деятельностью. Совершая действия с предметами сначала полностью под руководством взрослого, а потом совместно с ним, ребенок начинает обучаться действовать с предметом в соответствии с его функциональным назначением (вытираться полотенцем, чистить зубы щеткой, причесываться расческой, есть ложкой и т.д.), учится правильно держать предмет и совершать с ним действия, усваивает общепринятый порядок смены бытовых ситуаций в течение дня и последовательность действий внутри каждой из этих ситуаций.


Постепенно в совместную с ребенком деятельность взрослый должен включать все большее число действий с привлекательными предметами, поддерживая тем самым эмоциональный контакт с ребенком и развивая возможности его восприятия, познавательные способности.


Игры с предметами
Зонтик:
Взрослый достает яркий зонтик и раскрывает его над головой ребенка, вместе с ребенком вертит зонтик. Как только замечает малейшие признаки угасания интереса к этому предмету - складывает и убирает зонтик.
Фонарик:
Учить ребенка ходить за световым зайчиком в затемненной комнате, держать фонарик самому, включать его и выключать.
Платок:
Расправлять с помощью взрослого большой цветной платок или кусок ткани и накидывать на лицо ребенка, снимать и снова накидывать. Накидывать и снимать цветные платки с настольной лампы. Как правило, наши дети делают это с большим удовольствием.
Барабан:
Вместе со взрослым стучать по барабану палочкой. Оборачиваться на звук барабана.
Колокольчик:
Учить ребенка звонить в колокольчик около уха. Оборачиваться на звук колокольчика.
Браслеты:
Манипулировать с разноцветными пластмассовыми браслетами - не только рассматривать их и вертеть перед глазами, но учиться надевать их на руки, на ноги и снимать.
Бусы:
Надевать бусы на себя, на взрослого и снимать их. Нанизывать вместе со взрослым крупные бусинки на шнурок.
Кубики:
Взрослый делает из цветных кубиков постройку, а затем разрушает ее вместе с ребенком. Потом снова строит из них башню, которую вновь разрушает ребенок. Постройка делается вместе с ребенком и разрушается. После нескольких минут занятий с кубиками их можно побросать в коробку, потом потрясти коробку, дав ребенку возможность ощутить их вибрацию. Бросать кубики в коробку с расстояния вместе со взрослым и т.д.
Бирюльки:
Учить малыша брать мелкие цветные предметы из коробки и опускать их в узкое горлышко бутылки. Встряхнув бутылку несколько раз обеими руками и полюбовавшись яркими предметами в ней, высыпать их в коробку.
Машинка:
Учить возить машинку по полу, по столу. Вертеть ее колесики рукой. Возить машинку с положенными в ее кузов кубиками.
Заводная игрушка:
Следить рукой и глазами за движениями механической, заведенной взрослым игрушки (например, прыгающей лягушки), приостанавливать ее движения нажатием руки, затем убирать руку и снова следить за движениями игрушки. Заводить игрушку ключиком вместе со взрослым.
Пирамидка:
Учить ребенка снимать кольца со стержня пирамидки. Манипулировать с кольцами; рассматривать их, надевать на палец, вертеть.
Волчок:
Особенно охотно наши дети занимаются с волчком, который искрит разноцветными огоньками при вращении. Учить ребенка вместе со взрослым "заводить" волчок, следить за его вращением глазами и руками.
Занятия с этими и другими подобными предметами проводятся взрослым сначала очень недолго (3-10 минут) в удобное время. По мере закрепления интереса ребенка к подобным игрушкам, занятиям с ними отводится определенное время в распорядке дня (утром или вечером перед прогулкой). Такие игрушки желательно хранить в отдельной большой коробке в определенном месте. Перед началом занятий вместе с ребенком доставать эту коробку и приносить туда, где будете играть. Можно проводить эти занятия сначала на полу, потом сидя за столом с ребенком на руках, и, наконец, учить ребенка сидеть на маленьком стульчике за столом рядом со взрослым. После занятий складывать игрушки в коробку и относить на место.
В свободное от дел и занятий время нужно давать ребенку некоторые предметы и игрушки для самостоятельных действий. Это должен быть несколько другой набор игрушек, отличных от тех, что употреблялись на занятиях со взрослым. Например, кружка, ложка, тарелка, расческа, зеркальце, флажок, мячик и пр. Наблюдая за самостоятельными действиями ребенка с этими предметами, вы сможете оценить, насколько малыш усвоил их употребление. Такая свободная игра с предметами не должна пока занимать продолжительное время. Хорошо, если ребенок сможет развлечь себя хотя бы 15 минут. Как только вы замечаете, что действия с предметами становятся очень однообразными - убирайте игрушки. Держать эти игрушки надо в другой коробке и в другом месте комнаты.


Если развитие ребенка идет хорошо, то к концу второго - началу третьего года жизни он должен овладеть следующими умениями:
самостоятельно и уверенно ходить;
держать ложку во время еды (взрослый только направляет ее движение);
держать чашку за ручку и пить из нее;
участвовать в процессе раздевания (снимать штанишки, носки, обувь, шапку);
проявлять активность при одевании (протягивать руки в рукава, наклонять голову при одевании майки или платья, подтягивать колготки и штаны, уже надетые взрослым на ноги);
знать свое место за столом во время еды;
хорошо ориентироваться в помещениях квартиры и на прогулке;
спокойно садиться на горшок, когда этого хочет взрослый. Иногда садиться самому;
бегать, прыгать, залезать на стулья и диван;
уметь зажигать и гасить настольную лампу, включать свет;
различать близких и чужих людей (настораживаться на руках у незнакомого человека).


Поведение ребенка можно охарактеризовать следующим образом:
большую часть времени проводит, передвигаясь по квартире и действуя с предметами;
действует с предметами не только однотипно (облизывает, машет перед глазами, стучит по столу, бросает), но и с учетом физических свойств предметов (выбирает наиболее яркие и блестящие предметы и действует с ними рядом с источником света; может поставить прямоугольные предметы один на другой; покатать круглые предметы; прикладывает к уху звучащие игрушки; надевает предметы с отверстием на руку или палец и т.д.);
особенно ласков с матерью, узнает и тянется к отцу, бабушке, дедушке и другим близким;
с удовольствием участвует в занятиях и играх со взрослыми;
в свободное время предпочитает действовать с одним-двумя любимыми предметами.
Рассказывая в столь краткой статье о таких сложных детях, мы попытались дать самые общие рекомендации по их воспитанию. Однако мы хорошо понимаем, что необходимо говорить об индивидуальных планах развития каждого ребенка с его неповторимой историей заболевания и конкретными условиями воспитания в семье. Мы попытаемся сделать это в дальнейших публикациях, а сейчас главной нашей задачей было показать, как можно помочь обычными средствами самым сложным детям.

:Главная страничка: :История: :Фонды: :Отдел обслуживания: :Отдел внестационарного обслуживания: :Отдел комплектования и обработки: :Информационно-методический центр: :Услуги: :Творчество наших читателей: :События и праздники: :Полезная и методическая информация:

Hosted by uCoz